|
лживый, фанатичный, ханжа, сладострастный святоша, ревнивец, педант, лицемер,
животный эгоист, страшно прилипчивый, вязкий, патологически обстоятельный. Да,
такие эпилептики есть. Очень тяжелые...
И вот скандально знаменитый Ломброзо объявляет эпилептика-дегенерата
«врожденным преступным типом». Он же (внимание! — сам будучи эпилептиком и, что
уж совсем скверно, евреем) выдвигает теорию гениальности как особой, высшей
разновидности эпилепсии. Экстаз творчества — эквивалент припадка. Более чем
внушительный ряд персон-подтвердителей: Магомет, Цезарь, Наполеон... Моцарт...
Флобер, Достоевский... Толстой тоже страдал припадками... Что ни
150
гений, то психопат — и в падучей бьется или еще как-то дергается!..
Время потребовалось, чтобы . трезвые клиницисты убедились и поняли, что ни
страшный характер, ни гениальность, ни вообще какие бы то ни было особенности,
кроме припадков, для эпилептика не обязательны. Ну и гению не обязательно
дергаться...
Тот же, кто хочет узнать, что такое настоящая клиническая эпилепсия, как
она широка и могуча, должен прочесть всего Достоевского. Сравнить князя
Мышки-на, Смердякова, Ставрогина... Галерея эпилептиков в гениальном
художественно-психологическом описании. Как они разнообразны, как вмещают все
крайности человеческие. Но все вместе взятые, несравненно беднее самого
Достоевского — лишь штрихи его многоликого автопортрета. Разумеется, постичь
Достоевского через его эпилепсию нельзя, как вообще никого нельзя постичь
только через болезнь (понять — можно, постичь нельзя). Но неистовое дыхание
«священной болезни» слышится в каждой строчке...
А у психиатров пошли споры, что называть эпилепсией. Одни говорили: нет
эпилепсии без эпихарактера, это уже не эпилепсия, а просто судорожные припадки,
по тем причинам или иным. Другие: есть и эпилепсия, есть и эпилептоиды и
эпитимики без припадков... (Но почему все же эпилептоиды и эпитимики заметно
чаще имеют родственников эпилептиков?)
Может быть, есть все же некий «эпирадикал», по-разному проявляющийся?..
Может быть, ключевое, первичное свойство — какая-то сверхизбыточность реакций
организма и мозга? Сверхстресс — как ГОТОВНОСТЬ? (У эпитимиков часты болезни
скрытого стресса: гипертония и еще некоторые.)
Эпитимик решителен, тверд, упрям, вспыльчив, нередко саркастичен, насмешлив
(тоже один из выходов агрессивности). Человек напряженных влечений, большой
активности. Таких называют сверхсоциабель-ными: во все вмешивается, негодует,
не может молчать. (Узнаются черты холерика?.. Да, но это, заметим, холерик не
огненно-быстрый, не павловско-суворовс-кого образца, не желчно-сухой, а
несколько тяжеловесный, сырой, топорный.) Что бы ни случилось, ищет виновников,
добивается наказания. Неумолимый преследователь, прокурор в миру, живет
сознанием своей
151
правоты — и в этом смысле оказывается антиподом типа, который психиатры
описывали под названием психастеника — человека тревожно-мнительного,
конфузливого, неуверенного в себе, с заниженной самооценкой и завышеными
самотребованиями.
Один живет наказанием, другой самонаказанием... Удивительно, однако, что
крайности эти в жизненном поведении могут сходиться. И эпитимик и психастеник
часто чрезмерно вежливы — один по убеждению, что так надо и, может быть, в
компенсацию постоянной агрессивной готовности, другой — из постоянного страха
чем-то обидеть, оказаться в чем-нибудь невнимательным.
Сходятся они и в педантичности и пунктуальности. У эпитимика пунктуальность
— от твердого, уверенного знания, что нужно делать именно, так и никак иначе, у
психастеника — от страха: как бы чего не вышло, как бы не сделать что-нибудь не
совсем так. А когда встречаются эпитимик и психастеник, возникает ситуация
басни «Волк и ягненок».
Да, похоже, авторитарность и эпитимность интимно связаны. Но не однозначно.
Не обязательно. Эпитим-ный характер — огромная социальная ценность: энергия,
целеустремленность, надежность, мощь, цельность натуры, убежденность и
страстность. Великие труженики, подвижники и вожди, мастера, гении и больших, и
маленьких, незаметных дел, без которых погибнет если не мир, то душа его.
Наверняка есть эпитимики авторитарные и неавторитарные...
Полный психологический антипод авторитарного эпитимика — так называемая
легкая натура, тип, которой Адорно увидел на противоположном, демократическом
полюсе Ф-шкалы.
Это человек, в поведении и мироощущении которого сохраняется что-то детское.
У него нет никаких комплексов, никакой враждебности. Он открыт, доброжелателен,
снисходителен и к другим и к самому себе. Всем с ним легко и просто, даже
самому тяжелому церберу-эпитимику. Его жизнь — веселая импровизация, ему чужды
жесткие стереотипы, он их просто не воспринимает, проходит мимо, не задевая, а
предрассудки, даже задев, не задерживаются, не оседают.
В этом типе трудно, конечно, не узнать сангвиника-циклотимика — синтонного,
пластичного, гибкого, не
152
всегда надежного в деловых вопросах. Жесткость, же-лезность — вот чего он
совершенно не понимает. Если эпитимик не терпит никакой неопределенности и
двусмысленности, то этот, импровизируя, плавает в них как рыба в воде. Эпитимик
далек от юмора (по крайней мере, в отношении самого себя), а у «легкой натуры»
— богатейшая самоирония. В некоторых вариантах к «легким натурам» относятся,
видимо, и шизотимики — из тех расторможенных, слегка дурашливых, что всегда
|
|