|
4) сильное, с постепенным ослаблением;
5) прерывистое, залпами;
6) с сильным встряхиванием;
7) спокойное, умеренной длительности;
8) спокойное, с ускоренным отнятием;
9) спокойное, с замедленным отнятием;
10) вялое, расслабленное, с ускоренным отнятием;
11) вялое, расслабленное, с замедленным отнятием;
12) пассивное (дал пожать свою руку).
Характер этих людей? Их настроение? Отношение к вам?
ЭГО. Из дневника
Я жил до сих пор и живу пристойно-благополучной жизнью, которую все
явственнее ощущаю позорной. Лень и трусость составляют ее интимную основу,
настолько интимную, что у меня никогда не болит голова. Я почти всегда хорошо
себя чувствую. Я никогда не испытывал великих страданий. Я никогда не
предпринимал великих трудов, а если предпринимал, то не оканчивал. У меня
достаточно широкий и гибкий набор приспособлений для того, чтобы быть довольным
собой и делать окружающих довольными мной. Этой простой и доступной цели я
подчинил свою одаренность. И я делаю это достаточно хитро, для того чтобы и у
окружающих, и у себя поддерживать непрерывное впечатление, что я способен на
нечто большее. И ведь я действительно способен на нечто большее, я только не
делаю это большее.
25. О почерке
Говорили уже о почерках циклоидных и шизоидных, но вопрос о связи почерка и
характера этим не исчерпался. Почерк — явление тонус-стиля, походка руки,
сфотографированная бумагой... Постоянство почерка — мозговое чудо, его не в
силах скрыть никакие подделы-
125
вания, почерк остается тем же, даже если пишут ногою или языком. Какой, в
самом деле, соблазн в этой естественной самовыдаче прочесть личность!
Возникнув как ответвление физиономики, графология быстро выросла в
полуоккультную дисциплину, на лоне которой пышным цветом расцвело шарлатанство,
а рядом пробивались чахлые стебельки педантичного, добросовестного примитивизма.
Малые и смутные обоснования, большие претензии.
По закорючкам и завиткам судили о таких больших и туманных вещах, как
фантазия и воля, и, конечно, предсказывали судьбу, давали советы по части
семейного бытоустройства.
В лучшем своем виде это был и есть увлекательный психологический спорт,
рискованное искусство энтузиастов, дух которого как нельзя лучше передан
героиней «Успеха» Фейхтвангера.
Постепенно в сырой массе домыслов, противоречий и откровенной чепухи
откладывались и солидные наблюдения и некоторые трезвые умозаключения.
Сопоставляли почерки и биографии, и некоторые параллели не могли не привлечь
внимания.
Еще римский историк Светоний заметил, что император Август, отличавшийся
скупостью, «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под
строками». Юноша, преувеличенно ярко одевавшийся, всячески пускавший пыль в
глаза имел и вычурный почер" • когда эта склонность прошла, почерк упростился —
подобных случаев было сколько угодно.
Обратили внимание, что если человек с завязанными глазами пишет на
вертикальной доске, то при повышенном настроении строка уходит вверх, при
подавленном — вниз. Почерк молодой женщины, разошедшейся с мужем и потрясенной
этим разрывом, в течение месяца из сильно косого превратился в совершенно
прямой; когда же через несколько лет состоялось примирение, почерк снова стал
наклонным.
Нельзя было не заметить сильных отклонений в почерке некоторых
душевнобольных, и в нескольких случаях графологи сумели предсказать психическое
заболевание за год-другой до его открытого проявления. Русские графологи
обратили внимание, что почерк Есенина в последние годы жизни из совершенно
126
связного превратился в изолированный, в котором каждая буква жила как бы
своей собственной жизнью.
Интриговало многих так называемое аркадическое письмо, в котором много дуг
и соединений вверху букв и мало внизу («ш» пишется, как «т»); такой почерк, как
уверяли графологи, свойствен человеку, заинтересованному преимущественно в
форме, во внешнем эффекте, и будто бы часто встречается у людей
актерски-авантюристического склада. Таким почерком писал Борис Пастернак.
Ни одно из соотношений почерка и характера, на которых настаивают графологи,
конечно, не достоверно в полном смысле этого слова. Некоторые, однако, кажутся
естественными, прозрачны, даже и туповаты в своей логичности.
Что можно, например, возразить по поводу того, что крупное размашистое
письмо свидетельствует об энергии, стремлении к успеху, общительности,
непринужденности? Что сжатый, стесненный почерк есть знак расчетливости,
сдержанности, осмотрительности?
Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий и величины букв,
равномерность интервалов и т. п.) отражает общее психоволевое развитие,
выдержку и трудоспособность. Преобладание округлых и волнистых линий, которое
часто бывает в письме синтонных пикников, соответствует всей их моторике,
тонус-стилю; было бы просто странно, если бы Бисмарк и Кромвель имели почерк не
крушюугло-ватый, словно составленный из толстых железных прутьев, а
|
|