Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: В. Леви - ИСПОВЕДЬ ГИПНОТИЗЁРА :: 3. В.Леви - ИСПОВЕДЬ ГИПНОТИЗЁРА КНИГА ТРЕТЬЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 129
 <<-
 
ним — лавина!.. Первое побуждение — чисто двигательное, не успеваешь опомниться,
 тебя уже несет...
    Бросив беглый взгляд на историю психических эпидемий, увидим: сквозным 
симптомом большинства были судороги. Так было в XIV веке при грандиозной 
всеевропейской эпидемии виттовой пляски, когда по улицам и храмам бродили 
громадные толпы бешено дергавшихся людей; к ним присоединялись все новые, 
бесновавшиеся выкрикивали непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. 
Эпидемия быстро прекращалась лишь в тех городах, где администрации удавалось 
лризывать музыкантов, игравших повсюду медленную, спокойную  музыку.
    34
    Так было во множестве монастырей, приютов, общин, селений, где единичные 
судорожные припадки вызывали вспышки бесноватости у многих и многих и 
приписывались нечистой силе. Такие судороги в некоторых фанатических сектах 
возводились в культ, да и сейчас есть секты «трясунов».
    Спиритический сеанс со столоверчением — блестящий пример взаимного 
двигательного заражения группы людей. Возле круглого стола, положив на него 
руки, тесно усаживается кучка людей, желающих пообщаться с духами. Среди них 
главное действующее лицо — медиум, наделенный даром общения с потусторонним 
миром. Все молчат и не двигаются, но через несколько минут стол начинает 
колебаться, наклоняться из стороны в сторону, постукивать ножками... Медиум 
знает условную азбуку, и вот уже можно задавать духам вопросы и получать ответы.
 Иногда эти ответы просто ошеломляют, но они никогда не бывают такими, чтобы их 
не мог дать хотя бы один из присутствующих. Происходит какой-то двигательный 
резонанс подсознаний, такой же, как у хорошо танцующих партнеров. А хитрые 
скептики легко разоблачают фокус, задавая духам вопросы типа «в каком году 
родился Кант».
    В иерерахии психической заразы двигательные эпидемии составляют, можно 
сказать, низший разряд...
    ЭГО. Из дневника. Поезд Москва — Феодосия
    Почему в поездке ВСЕГДА (даже в полном метро, в вонючем автобусе) 
просыпается мысль и неудержимая охота писать? О чем угодно, в любом состоянии, 
при любом количестве и качестве народа — удивительная раскованность... Может, 
простой физиологический секретик?
    Ритмичность движения, равномерная тряска снимает исподволь напряженность, 
чуть-чуть встряхивает мозги и сосуды, как в танце, скажем,— и подсознание 
высвобождается; а подсознание у меня пишет ВСЕГДА. Моей идеальной рабочей 
комнатой была бы каюта парохода или купе поезда.
    Но, думаю, дело не только в физиологии — вернее, через посредство 
физиологии меня, сквозь земную ось,
    35
    пытается залучить Свобода. Говоря оккультистски, я «инвольтирован», «на 
канале», и всяким движением подключаюсь к Источнику...
    6а. Хуже всех психиатрам
    Эмоциональное   эхо   знакомо   всем   не   меньше,   чем двигательное.
    Самое бросающееся в глаза — заражение смехом. Вы еще не понимаете, чему 
смеется этот человек, но (если только не заподозрили, что над вами) уже 
хохочете вместе с ним. Удержаться невозможно, смех — это эмоциональные судороги 
(и сейчас бывают эпидемии насильственного смеха, вернее, микроэпидемии — у 
детей и подростков). Ну а как легко передается раздражение, суетливость, 
напряженность, нервозность — всякий знает.
    В эмоциональном заражении удивительна быстрота.
    Древний, когда-то спасительный механизм. Если в стае кто-то испугался, 
вскрикнул, значит, имеет для этого основания. А если даже нет оснований, только 
вероятность, все равно: среагировать — мало ли что... Это видим у обезьян.
    Каналы оперативной эмоциональной трансляции — движения, мимика, голос, 
дыхание, может быть, и еще что-то... Мы воспринимаем не только отдельные 
движения, но и мышечный тонус друг друга, общую расположенность к удовольствию, 
неудовольствию, агрессивность.
    Чужой эмоциональный тонус воспринимаем через свой собственный — через 
импульсы к подражанию. Обаятельный, симпатичный человек своими движениями, 
мимикой, голосом (а более всего непроизвольною микромимикой) приглашает вас к 
обоюдному удовольствию: «Смотрите, как мне хорошо, как я доволен, свободен, 
непринужден с вами, вот и вы так же со мной можете»... И подсознание ваше 
радостно рвется ему навстречу и порой так неудержимо, что даже сознание: «он 
подлец» — не может этому воспрепятствовать!.. Вы поддаетесь   чарам!..
    Эмоциональная восприимчивость достигает пика очень рано, где-то в детстве. 
В старости способность падает, старики более заражают сами, чем заражаются.
    36
    Но, как во всем человеческом, здесь огромная индивидуальная   пестрота.
    Есть люди-детекторы, резонаторы, чей эмоциональный аппарат подобен зеркалу: 
кто ни приблизится, увидит свое отражение. Эти люди находятся в состоянии 
постоянной эмоциональной зараженности, все время больны другими. (У некоторых, 
видевших телесные наказания, на теле вспухали рубцы.) Есть и эмоциональные 
генераторы, мало способные заражаться, но зато интенсивно заражающие других. 
Сочетание обоих качеств в одном лице — одна из основ одаренности артистической 
личности. Эти свойства, однако, никак не свзяны с интеллектом.
    Заразительны крайности. При психопатологии способность к эмоциональному 
резонансу обычно уменьшается, зато заражающая сила эмоций растет. Огромная 
генераторная способность маньяка — вулкан возбуждения. Глубоко депрессивный 
словно скован холодом могильного склепа. Возбужденный эпилептик, взрывчатый 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 129
 <<-