|
"...неужели Вы не замечаете, как сами себе противоречите? На одной странице
призываете перед каждым наказанием думать, взвешивать все "за" и "против" и
всеми силами удерживать гнев, а на другой утверждаете, что хладнокровное
наказание — наихудшая бесчеловечность, палаческая экзекуция. Стало быть, надо
разъяриться и все-таки выпороть, так или нет?.."
— Ну что, влипли? — Д. С. отложил в сторону еще несколько писем,
адресованных лично ему.
— Не могу припомнить, чтобы мы советовали кого-нибудь бить батоном.
— Наоборот, советовали не бить сковородкой. А как бить штанами, не
объяснили.
— Ради бога, оставьте ваш черный юмор.
— А если устроить показательный самокритический разбор прежнего текста?
"Кто бросит камень в родителя, который за грубую провинность или
вызывающее непослушание шлепнет
78
чадо по классическому мягкому месту? Но и здесь множество ограничений".
— Где "здесь"?
— Вот именно. Некоторая неясность. Или вот еще: "Советская педагогика,
как известно, не признает
телесного наказания. Однако давайте говорить практически ".
— Что вы этим хотели сказать?
— Я имел в виду, что:
"Как бы ни протестовал наш просвещенный разум против рукоприкладства, жизнь
гнет свое. Сыночка, которого мы ни разу не тронули пальцем, все равно будут
бить во дворе или в классе или он будет делать это сам. Еще вопрос, что он
предпочтет: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый божий день
слушать бесконечный крик..."
— Что из этого следует? Рекомендация шлепков вместо крика?
— Ни в коей мере. Лишь утверждение, что психическое наказание может быть
тяжелее физического.
— Итак, засучив рукава...
Семь правил для всех
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому,
ни психическому. Более того, по идее НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, не
так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ...
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже
если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой
"профилактики", никаких наказаний "на всякий случай"!
3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое
множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не
поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА
ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ. НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы
то ни было — НИКОГДА!
Можно отменять только наказания. Даже если набе-
79
зобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку,
но сегодня же помог больному, защитил слабого... НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ
РАЗНЫМ.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные
чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за
проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил,
напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во
внимание срок давности правонарушения.
Оставить, простить.
Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности?
Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.
5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем
ни бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не
должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его
слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы,
наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
— Стоп! А вот это уже просто неверно. "Ребенок должен бояться нашего
огорчения"?.. Разве это долженст-вуемо?
— А как лучше?
— Не знаю. Если имеются в виду отношения дружбы и любви, то никто ничего
не должен. "Ребенок должен бояться меня огорчить" — звучит устрашающе.
Это ведь эгоистическая манипуляция чувствами. И принуждение ко лжи,
в скором будущем... Жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль!
Разве не так?..
— Ну а как?..
— Да просто принять как реальность, что ребенок, не будучи совершенством,
не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе
причинить огорчение. Защищается от этого страха.
80
Психология Герострата
|
|