|
что-то на АТС. За это время она и выздоровела. А я-то, тупоголовый, почти
полтора года промучился — внушал, убеждал всячески, пичкал лекарствами, пытался
вытаскивать чуть ли не силком на прогулки — казалось, вот-вот, еще одно усилие..
.
Лечил я таких и «сверху», и «снизу».
«Сверху» — убеждения, логические и эмоциональные доводы, вдохновляющие
примеры, опыт микроскопических побед с постепенным увеличением масштаба,
всяческая психоаналитика... Тяжкий, неблагодарный труд. Редкие победы, очень
нестойкие.
«Снизу» — задачка иногда временно решается искусственным забыванием «этого»
— с помощью ли лекарств, создающих положительный фон настроения (подчас трудно
отличимый от тупости), или гипнотического внушения...
Обращал на себя внимание странный парадокс: гипнозу такие люди вроде бы
«поддаются» со всем возможным усердием, замечательно входят в самые глубокие
фазы, но... Результаты предельно скромные.
Наконец дошло, что повышенная подчиняемость и «со-
98
знательность» таких пациентов — оборотная сторона медали совсем иной.
Подсознательно они желают вовсе не вылечиться, а только лечиться, бесконечно
лечиться. Внутри у этих милых и, кажется, вполне разумных созданий сидит
эгоцентричный младенчик — слепой вроде бы, но и страшно зоркий — мертвой
хваткой моментально вцепляющийся во всякого, кто подаст им хотя бы малейшую
надежду на духовное иждивенчество.
Для многих, очень многих эта самая фобия как таковая — это вот положение
больного страхом — и оказывается пятачком безопасности психологической— от
проблем, конфликтов и противоречий реальности — от судьбы, от себя, от жизни,
которая...
Которая самим своим началом имеет в виду и ...
«Нет!! Нет-нет-нет!.. Только не это!..»
Поверьте, с вами говорит не герой. Эту младенческую психологию я постиг
всего более на себе самом. Все пережил: и ужас «приближения», и кошмарную
унизительность страха... Больше всего это похоже на судорогу, слепую, животную
судорогу, с какой утопающий тянет ко дну своего спасителя. Разница только в том,
что спаситель этот не кто-нибудь, а ты сам.
...Ну вот, а теперь скажу вам, кто исцелил меня СВЕРХУ. Многие, очень
многие — неявно, а явно — на 90 процентов — мой любимый друг, мудрый Сенека.
«Нравственные письма к Луцилию» — там у него все сказано по этому вопросу почти
исчерпывающе, как, впрочем, и в общеизвестной формуле: «Одной не миновать, а
двум не бывать» (лучше звучит с перестановкой слагаемых).
Процентов девять добавил, пожалуй, и я сам — не какими-то особыми усилиями,
а дозреванием. Посильным додумыванием — того, о чем и так думается поневоле и
от чего так хочется убежать в бездумье.
Додумывать — до предела возможного и принимать этот предел. Вот и все.
Сейчас я уже понимаю, что это не мужество, а всего лишь реализм, простой
здравый смысл, не более. И вера в духовное бессмертие для меня уже не вера, а
просто знание.
Остался еще (цифры условны, конечно) один процент недоисцеленности...
Наверное, самый трудный. Но я надеюсь, что оставшегося процента жизни на него
вдруг и хватит.
Принятие своего пути г—вот чего ищет душа целую
4* 99
жизнь, сколько бы ни продлилась. Принятие, а не бегство, подобное
общеизвестной страусиной самозащите.
Смятение и подавленность отступят, если вы позволите себе осознать это как
главную нынешнюю задачу, — вот это высокое принятие, а не закоснение в
стереотипе всепоглощающей «борьбы за здоровье», необходимой как часть жизни, но
абсурдной как самоцель и невозможной как вечное состояние.
Убедитесь: в этом нет ничего сверх принятия ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ.
Не обещайте себе, что приступы непременно отступят. Но если уже поняли, что
дело в памяти, то призовите на помощь память добрую. Память радости. Память
здоровья. Ее ведь у вас много, несравненно больше, чем памяти боли. Память
здоровья, память счастья — ее тоже хранят и тело ваше, и душа, и само сердце.
Обращайтесь в себе — к этой памяти, выходите на улицу—с этой памятью,
оживляйте ее в себе.
При такой установке будет ЛУЧШЕЕ ИЗ ВОЗМОЖНОГО. (.)
Посвящение
(Из романа)
Молодой герой этих страниц чем-то напоминает автора в студенческой юности.
Герой старший —
личность таинственная, человек сверхживой. Есть смысл читать эту главу как
учебник
Тропинки к Тебе начинаются всюду, концов не имеют. Смертному в джунглях
земных суждено заблудиться. Ищут Тебя молодые, ответствуют старцы, будто нашли,
а в душе безнадежность.
Видишь Ты каждого путь. Знаешь заранее, кто забредет на болото, кто в
ледяную пустыню; кто, обезумев в тоске, брата убьет или себя уничтожит. Больно
Тебе наблюдать, как рожденные радостью обращаются в скучных чудовищ. Страшно
смотреть, что творят они с вечной любовью, которою созданы. Ложь производят из
веры, насилие из свободы. Племя самоубийц!
Ищешь Ты, в чем ошибка. Просишь снова и снова: ищи...
|
|