|
смысл жизни. И не только юного... Это необходимый кризис личности, он может и
должен повторяться, и плох тот ум, который не желает объять необъятное.
Кто определит необходимую дозу? У Эйнштейна философская интоксикация
началась лег с шести и продолжалась всю жизнь. Как бы выглядел храм мысли без
Спинозы, Канта, Фихте — выраженных астеников, типичных шизотимиков? Наверное, у
них уже была затянувшаяся интоксикация... Несомненным шизотимиком был Гегель.
Ницше — ярким шизоидом. А Ньютон, с «длинноруким мозгом», кончивший
шизофреническим психозом и «Апокалипсисом»?
Гипертрофия логики — рабочее состояние массы здоровых шизотимиков, среди
которых и талантливые администраторы, и инженеры, и ученые, особенно математики.
Шизотимность, как мне кажется, весьма частый спутник шахматного таланта, и,
может быть, даже в шахматной партии можно определить шизотимический и
циклотимический стили.
Старые психиатры описывали людей с «дефектом логического чувства», вполне
приспособленных к жизни (часто, правда, шизофренией страдают их близкие
родственники). Люди эти все время соскальзывают с рельсов логики, мысль их
хромает, болтается, как на шарнирах, приходит к цели какими-то извилистыми
путями, через пень-колоду, левой рукой — правое ухо...
Но кто сказал, что это всегда плохо?
Некоторая доза «расщепления», думается, прекрасный и необходимый пособник
творчества. В сущности, это предохранительный механизм против автоматического
следования шаблонам, заслон на пути банального. Да, нужны люди, которые не
только не хотят, но и не умеют мыслить и чувствовать стереотипно. Я не
представляю себе без этого ни серьезной поэтической оригинальности, ни
пресловутых сумасшедших гипотез в науке.
Окрашивая жизненное поведение, флер «расщепления» порождает столь
необходимых нам чудаков, и даже шизофазия может дать интересный эстетический
выход по типу Хлебникова.
Люди с «дефектом логического чувства» хороши в общении тем, что им можно
беспрепятственно высказывать любую дичь, выплескивать любое мутное варево,
кипящее у вас в голове, еще не отлившееся ни в какую удобоприличную форму.
Только они вас поймут и оценят. Они великолепно понимают неясное. Здесь они
плавают как рыба в воде. С ними трудно о чем-нибудь договориться, зато можно
хорошо проветрить свои мозги.
У КОГО МОЗГИ НАБЕКРЕНЬ
«Почему те, которые запинаются, обладают меланхолическим темпераментом?» —
вопрошал Аристотель. Он считал, что у меланхоликов язык не поспевает за
воображением. Позднейшие толкователи находили, что дело тут в избытке слюны,
ибо меланхолики часто плюют. Правда, часто плевать тоже можно по разным
причинам, так что вопрос остается открытым и поныне. Однако в последнее время
проблема приобрела интересные повороты.
Карл Густав Юнг, знаменитый ученик Фрейда, рано рассорившийся с учителем, в
своей небольшой книжке «Психологические типы» впервые заговорил об экстравертах
и интравертах (экстраверт — обращенный вовне, или, буквальнее, вывернутый
наизнанку; интраверт — обращенный внутрь).
Основная идея звучала примерно так. Есть два способа приспособления к этому
миру. Один — экспансия: распространяйся, плодись и размножайся; множь контакты,
активно передвигайся, хватай все подряд, расточайся. Другой — наоборот:
ограничивай контакты, уходи в себя, замыкайся, сжимайся, отгораживайся, сиди в
своей раковине, имей все необходимое при себе, сохраняйся.
Это и есть экстраверсия и интраверсия: измерение, ставшее одной из самых
популярных современных психологических шкал. Со всеми, разумеется, переходами
между крайностями.
На эти два колышка Юнг нанизал традиционное разделение людей на
мыслительных, эмоциональных, чувственных (сенсорных) и добавил еще
интуитивных. Получилось восемь типов, четыре экстравертированных и четыре
интравертированных. Жизненных примеров почти никаких; но, скажем, Дарвин
оказался у Юнга мыслительным экстравертом, Кант и Ницше соответственно
интравертами; эмоциональная женщина — иптравертка, про которую говорят: «тихие
воды глубоки».
От Юнга сегодня ушли довольно далеко. Шкалу эту используют в своих
интерпретациях и физиологи и социологи. Говорят даже об экстравертивных
(экстравертирующих) и интравертивных цивилизациях. Например, современные
Соединенные Штаты считают образцом крайне экстравертивной цивилизации, а
восточные культуры — интравертивны.
Пойдем на риск вольно-популярного переложения некоторых элементов шкалы и
предоставим читателю возможность самодиагностики.
Вы экстраверт, если:
1) в один день можете посмотреть два фильма, сходить на концерт,
по дороге проглотить детектив, побывать на вечеринке, назначить четыре
свидания, прийти на два;
2) у вас масса знакомых, и число их все растет;
3) вам необходим постоянный приток внешних стимулов: не по себе,
когда молчат радио и телевизор, и уж совсем скверно, когда отключают телефон;
4) легко запоминаете лица, биографии, дела, хуже — теории,
формулы, иностранные слова:
б) не любите есть в одиночку, пить тем более;
6) любите рассказывать анекдоты, истории и события в лицах, здорово
|
|