|
какие-то не такие. Шизотимный полюс широк, широка и шизофрения.
(Астеник по-гречески «стенос» — сила, буквально: слабый, лишенный силы; но
это название часто не соответствует действительности: и физическая и
психическая сила астеника, худощавого тонкого человека, может быть очень велика.
)
Астеник тоже смотря какой. Есть вариант, внешне лучше всего представленный
персонажами Боттичелли, — тип, который американцы назвали «плотоядным», —
искрящийся, раздражительный, с быстрым индуктивным умом, энергичный, остроумный,
повышенно эротичный, склонный к туберкулезу. Может дать внезапный буйный
психоз, но опасность шизофренического распада ничтожна, очень сильный
тип.
Нет, решительно невозможно дать хотя бы приблизительное единое определение
внешности шизотимика — настолько они разные; и все же — и все же! — их узнаешь
обычно сразу, даже среди негров или монголов.
Что это?
Мне казалось одно время, что дело в крупности черт, что лица, сработанные с
достаточной долей добротной грубости, с плотной клетчаточной подкладкой, не
могут принадлежать шизотимикам, что их физиономические атрибуты — мелкая
заостренность, мышиность, точечность. Астеники с крупными, закругленными
чертами лица, казалось мне, более синтон-ны. Но встречались случаи,
опровергавшие это.
Нет, вся штука именно в том, что это чувствуется каждый раз индивидуально,
целостно, а отдельные опорные признаки переменны. Может быть, это какие-то
свойства кожи или сосудов, что-то гормональное, какая-то фактура облика, что ли.
А чаще всего, наверное, все вместе. Никогда не забуду эту потрясающую
астеничку, с тяжелейшей шизофренией, сальным, застывшим Маскообразным лицом, с
мелкими чертами — и единственной фразой, повторявшейся монотонно девять лет
кряду: «...Избегнуть мешать тайным системам»...
Да, тут работают, конечно, и статика, и динамика.
Мимика глубоких шизоидов либо бедна, либо преувеличена до гримас (у
циклоида она всегда гармонична и адекватна). У некоторых преобладает какое-то
одно постоянное выражение, например сардоническая улыбка; поражает порой
несоответствие между подвижностью одной части лица, например лба или рта, и
неподвижностью других.
Речь — невнятно бормочущая, тихая и монотонная или деревянно-громкая, типа
«книжного чтения»; иногда вдруг резко меняется регистр, делаются странные паузы
и ударения. Молчание — в момент, когда ожидается слово, слово — когда кажется,
что его не будет.
Позы однообразны, меняются редко, но резко. Походка — скованная, неуклюжая,
со слабым участием рук и туловища, или окрыленно-нервозная, стремительная,
остро-четкая, с наклоном, с вывертом; особенно причудлив бег. Естественной
закругленности, обобщенной целесообразности синтонного пикника нет и в помине.
И это при том, что шизоиды, особенно астенического телосложения, превосходят
всех на свете пикников своей ручною умелостью. Мелкие, точные движения им
удаются явно лучше. Среди них попадаются настоящие виртуозы тонкой работы — в
научном ли эксперименте, в технике, в живописи или в игре на инструменте. А вот
певцов и эстрадников мало, можно сказать, нет.
Почерк, по Жислину, у шизоидов либо чрезвычайно отчетливый и аккуратный, с
раздельными буквами, либо причудливый и неправильный, неуверенно-детский,
словно прижимающийся к бумаге, либо, наконец, «окаменелый». Очень часты
зубчатые, острые линии. Шизоидный почерк был у Лермонтова, Ницше, Шумана,
Скрябина, Аракчеева, Суворова — диапазон, как видим, более чем широк.
При умеренной шизотимности ( а иногда и при шизофрении) все это может быть
выражено слабо или совсем отсутствовать. Основное и здесь проявляется в личном
общении. Незнакомый или малознакомый человек, а в ярких случаях и знакомый и
самый близкий (примем, что сам он средний, в средней ситуации) никогда не
чувствует себя с шизотимиком так просто и непринужденно, как с циклотимиком.
Ощущаются дистанция, напряженность, синтонности нет, хотя с обеих сторон могут
прилагаться самые искренние усилия.
Ожидание неожиданного?.. Шизоид может быть даже чрезмерно общительным, и,
однако, чего-то в этой общительности недостает. Или что-то лишнее? Когда он
старается преодолеть свою замкнутость, у него получается замкнутость наизнанку,
тяжкое самораздевание, способное лишь расширить незримый круг одиночества.
«Обычный человек чувствует вместе с циклотимиком и против шизотимика».
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
(Письмо в книге)
Здесь взор мой обращается к тебе, и ты, если прочел предыдущее, уже должен
был это почувствовать. Вот мы и встретились.
Перо запнулось. О тебе мне труднее писать, чем о твоем антиподе: он проще,
но ты неожиданнее. «Астеник и неврастеник» — теперь ты узнал себя окончательно:
когда-то ты сам, со своей загадочной усмешкой, рассказал мне об этой дефиниции
врача из военкомата. А я, по-моему, уже говорил тебе как-то, что ты
классический, 'красивый, честный (ты любишь это слово, ты сказал однажды, что
витамины — одна из немногих честных вещей в медицине) шизоид.
Ну и?..
Видишь ли, тут две стороны дела: тобой я доказываю необходимость
шизоидности, а шизоидностью — тебе — необходимость тебя же, необходимость, в
которой ты никогда не переставал сомневаться.
|
|