|
заметит.
Теплее, ближе...
«Ну а теперь, Владимир Львович, скажите МНЕ. Помогите МНЕ».
Не в этом ли МНЕ и зарыта собака?..
Это написано обо всех и для всех — КРОМЕ меня. Ведь автор лично МЕНЯ еще
не встречал; ведь я — как раз тот СТОТЫСЯЧЕПЕРВЫЙ, которого он еще не изучил и
не понял.
Ведь автор пишет о том, что бывает КАК ПРАВИЛО. И советы дает — как
ПРАВИЛО, и все правильно у него выходит. Только у меня-то правильно не выходит.
Я ведь не правило. Я — Исключение!..
Да. Вот оно. Я — Исключение! Я — не правило!
Кроме меня, кроме меня! Я не хочу и не могу быть правилом — черт возьми,
это было бы даже неинтересно! Это было бы скучно и страшно! Этого просто не
может быть!.. Не хочу, чтобы меня клали на полочку в вашем общем ряду!..
Не подумайте, что я сейчас буду расправляться с этим вопиющим
заблуждением, с этим дерзким непонятливым чудаком, возомнившим, что он какое-то
там исключение.
Нет, я должен признать: чудак этот прав. Он действительно Исключение. И
вы — Исключение. И я — Исключение.
Как правило, человек есть исключение из правила. В чем-то — исключение...
Это «в чем-то» и есть, пожалуй, самое важное в человеке. Самое трудное. И самое
интересное.
Усилия не стать роботом
Кажется, на письме № 101 я понял, что почта моя, вместе с этими горами
записок, вместе с вопросами и ответами, вопросами и вопросами, представляет
собой МАТЕРИАЛ.
Отвратительное словцо в применении к живому, не правда ли? Ну вот чем
угодно хочется быть, только не материалом. Это ведь — умереть. И еще хуже —
быть заживо расчлененным.
Но никуда не денешься. Одно-единственное худенькое письмецо рассмотри-ка
пообстоятелькее — это повесть, роман. И это наука. Сами просятся — на анализ,
на сравнение, на обобщение...
Все мы — материал друг для друга. Да и подумать если, ничем другим в
конечном счете, вернее, в бесконечном и ты стать не можешь...
Эпистолярная психотерапия — особый жанр врачевания, имеющий свои плюсы и
минусы. Сведения, даваемые письмом корреспондента, то недостаточны, то
избыточны (иные письма по объему бывают больше всех моих книг, вместе взятых),
а чаще всего и то и другое одновременно. Степень вольного или невольного
искажения действительности определить сложно: почерк и стиль — все-таки не
глаза и не пульс... Однако нехватка нужного и избыток ненужного — обычное
условие всякой работы с живыми людьми.
В письме человеку иной раз труднее, а иной раз легче высказаться; в
письме же врачебном, при должном навыке, можно сжато и вразумительно
сформулировать то, что не успеваешь или не можешь сказать в беседе, растянутой
сколь угодно. Письмо в состоянии произвести внушение, равносильное
гипнотическому.
Наконец, в письме, пока оно не отправлено, успеваешь исправить кое-какие
ошибки, а ошибка слова устного (жеста, взгляда) во врачебном деле неисправима.
Чтобы писать на одну и ту же тему, но писать по-разному, то бишь
по-человечески, необходимы усилия. Вживание в мир Невидимого Адресата,
предвидение его реакций, вычисление удельного веса всевозможнейших
обстоятельств, подбор интонаций, стиля, уровня разговора. Наконец, вдохновение..
.
А вдохновение, как известно, пташка капризная. Прилетает и улетает.
В поточном производстве брак неизбежен. Не замечаешь, как утомление,
подспудное раздражение, отупение отнимают и знание, и воображение, низводят к
шаблонам, к ложному пафосу, к равнодушию...
Психотерапия редко бывает делом одномоментным. Хотя иногда удается помочь
сразу, за одну беседу, сеанс или одним письмом, решительно и надолго, как это
бывает у счастливцев хирургов, — все же гораздо чаще приходится вести человека
годами, едва ли не всю жизнь, такова уж специфика. Вот и со многими
корреспондентами я переписываюсь уже долгие годы и вижу, как меняется или не
меняется человек, как одни проблемы постепенно или внезапно уступают место
другим, как иногда те же темы в других вариациях звучат уже у детей...
Работающие врачебные письма могут пригодиться и Многоликому Невидимке. Но
здесь, но сейчас же я хочу попросить прощения у тех, кому пришло нечто иное, с
печатью вынужденной машинообразности. К кому вообще ничего не пришло...
Повсюду слышен голос гуманизма, а там, в недосягаемой тиши, безмолвствуют
потерянные письма, и в каждом крик потерянной души.
Потерянные письма, вы мне снитесь, потерянные души, улыбнитесь, не верьте
одиночеству, вернитесь к себе домой.
Здесь встретит вас потерянный волшебник, листающий потерянный учебник.
Пропитан сон-травой его лечебник и сулемой...
Здесь горькое лекарство: потерянное царство, потерянных мгновений
хрустальные гробы,
и синь аквамарина, и лампа Аладдина, и лепесток сирени, лекарство от
судьбы...
Начав вплотную обрабатывать переписку, я понял, что моему первоначальному
замыслу — составить одну книгу из писем на разные темы — сбыться полностью не
суждено.
|
|