|
бы сплошной аппарат наслаждения. В сущности, так же устроено и наше тело, и все
звери любят, когда их гладят и чешут. Очевидно, по всему телу разбросаны
какие-то приемники и проводники удовольствия. Похоже, они лежат ближе к
поверхности, а глубже расположены нервные приборы неприятных ощу,щений и боли.
Это понятно: то, что действует слишком сильно, проникает слишком глубоко в тело,
угрожает жизни. Такая картина, в общем, соответствует и внутримозговому
распределению.
Но ход научной мысли извилист. Науке, как и обыкновенному человеку, чтобы
убедиться в чем-нибудь, нужно сначала «пощупать», и не один раз.
И вот найдены мозговые системы Ада и Рая у человека. Первыми с ними
вплотную столкнулись нейрохирурги. Многие из них на операциях обращали внимание,
что случайное раздражение некоторых глубоко расположенных частей мозга может
вызывать у людей резкие изменения психического состояния.
Необычайная веселость, приподнятость, говорливость... имитация чувственных
наслаждений... обострение восприятия окружающего, беспричинный смех,
неожиданное остроумие... смутное, неопределенно-приятное состояние,
напоминающее состояние курильщика при вдыхании табачного дыма, наслаждение,
подобное тому, которое лает музыка, неизъяснимое блаженство... экстаз... Когда
больным раздражали эти точки электрическим током, они просили о повторении
раздражения, просили настойчиво.
И совсем рядом, в нескольких миллиметрах: неопределенное беспокойство...
волнение... настороженность... злоба... подавленность... растерянность...
потеря ориентировки... страх... ужас... кошмар... паника... различные
неприятные ощущения... дикая, ни с чем не сравнимая боль... Раздражение нельзя
продолжать слишком долго, нельзя повторять.
Сомневаться не приходится: Ад и Рай человека нащупаны кончиком электрода.
Они лежат близко друг к другу и, по-видимому, тесно взаимодействуют.
Исследования эмоциональных зон мозга людей ведутся ныне в нескольких
лабораториях, и за рубежом и у нас. Огромное исследовательское преимущество:
человек сообщает о событиях в своем мозгу не только непосредственными реакциями,
но может рассказать о своем внутреннем состоянии. Пусть этот отчет далеко не
полон, пусть остается бездна невыразимого, но все-таки это существенное
дополнение. По своему анатомическому расположению наши Рай и Ад, в общем,
совпадают с тем, что наблюдается у животных. Но явно больше индивидуальный
разброс и, видимо, неизмеримо сложнее и запутаннее связи эмоциональных точек с
нейтральными, объем которых относительно колоссален.
Самораздражение люди производят так же охотно, как и животные, с той же
сосредоточенностью, только с большим разнообразием внешних мотивировок, одна из
которых — желание служить интересам науки. Первый случай человеческой
электромании наблюдался ленинградским нейрохирургом Натальей Петровной
Бехтеревой — случай, вызванный ненамеренно. Больная, которой несколько раз
произвели раздражение райских точек, стала делать все возможное и невозможное,
чтобы получать его снова и снова. Она стремилась чаще бывать в лаборатории,
заводила разговоры с сотрудниками, подкарауливала их. Тут были и домогательства,
и недовольство, и нетерпение, и демонстративное поведение. Более того, у
пациентки развилась самая настоящая влюбленность в экспериментатора, любовное
преследование, навязчивое и неотступное, с излияниями преувеличенной
благодарности за лечение... Да, это предупреждение...
Несомненно, общая схема эмоционального аппарата та же, что и у животных, и
те же главные части райского и адского спектра. Шокирующее утверждение Фрейда о
едином, всепроникающе-сексуальном характере всех видов удовольствия
опровергнуто фактами «абстрактного» удовольствия даже у крыс, но вместе с тем и
частично подтверждено, что все виды удовольствия (и неудовольствия) и у
животных и у людей проникают и переходят друг в друга. Вопрос, видимо, не в том,
да или нет, но насколько.
Свой Ад и свой Рай имеют и голод и любовь, но ведь есть еще Ад боли и
страха, усталости и тоски, и есть Рай хорошего физического самочувствия,
родительства — и так далее. Все удовольствия и неудовольствия связаны с
какими-то побуждениями. Однако, судя по всему, наряду с частными отделами Рая и
Ада существуют какие-то обобщенные. Похоже, что именно «ад вообще» и «рай
вообще» работают по наиболее длинным временным шкалам, определяя общий фон
настроения и расположенность ко всяческим удовольствиям и неудовольствиям.
Если я дьявольски голоден, я еще могу, пожалуй, сохранять, правда до поры
до времени, хорошее настроение, но если я поссорился с близким человеком,
никакая сытость не победит скверного расположения духа. Я попадаю в «ад вообще».
Спасти меня может только какое-то интенсивное отвлечение, деятельность, время,
изменение ситуации... либо — не дай бог! — вот и «выпьем с горя...». Именно «ад
вообще» и «рай вообще», видимо, используются в деятельностях, не связанных
прямо ни с какими непосредственными биологическими побуждениями. Эти системы
скорее всего и служат исполнительным инструментом «поощрения» и «наказания» в
социальной деятельности человека и разлаживаются при психических нарушениях.
ВЕЧНЫЙ МАЯТНИК
Один мой знакомый подросток вывел великий и страшный закон сохранения
эмоций: скольку кому радости прибавится, столько горя присовокупится (зато и
наоборот).
Закон есть закон, и нет смысла перечислять все каждодневные, бесконечные
его подтверждения. Подростковая формулировка в прямом утверждении особенно
очевидна: стоит лишиться чего-нибудь, с чем мы успели связать свой Рай, и мы
|
|