|
неуравновешен, другой подвержен тяжелым депрессиям. Интересы значительно
различались, интеллектуальные уровни относились как один к полутора, то ли в ее,
то ли в его пользу, неважно. Главное — это был тот случай, когда счастье не
вызывало ни малейших сомнений. Счастье было ими самими.
Вы спросите, в чем же дело, что же это за уникальный случай?
Они умерли вслед друг за другом, почти как по-писаному — в один день.
Называть имена не имеет смысла. Что же до сути, то здесь кое-что подытожить
пробовал.
Забота о духе. Не о загробном существовании, нет, исключительно о земном.
Можно было бы сказать и «забота об отношениях», но к этому не сводилось. Скажу,
пожалуй, еще так: у них была абсолютно четкая иерархия ценностей, точнее —
святыня, в которой абсолютно взаимным было только одно...
Такие вопиющие безобразия, как пустой холодильник, не-пришитая пуговица или
невымытая посуда, обоих волновали в одинаково минимальной степени, а такие
мелочи, как нехватка хороших книг или музыки, — в одинаково максимальной.
Каждый хорошо понимал, что второго такого чудака встретить трудно, и поэтому
они не боялись проклинать друг дружку на чем свет стоит. В доме можно было
курить, сорить, орать, сидеть на полу, тем паче что стул был один на троих. У
них жили собаки, кошки с котятами, черепаха, сто четырнадцать тараканов,
попугай и сверчок. Могу прибавить и такую подробность: в физическом отношении
они не составляли даже и отдаленного подобия идеальной пары и относились к
этому с преступнейшей несерьезностью.
Юмор. Не то чтобы все время шутили или рассказывали анекдоты, скорее,
просто шутя жили. Анекдоты творили из собственной жизни. Смеялись негромко, но
крайне инфекционно и, по моим подсчетам, в среднем в тринадцать раз превышали
суточную норму на душу населения.
Свобода. Никаких взаимообязанностей у них не было и в помине, они этого не
понимали. Никаких оценок друг другу не выставляли — вот все, что можно сообщить
по этому пункту.
Интерес. «Как себя чувствуешь?», «Как дела?», «Что у тебя нового?» —
подобных вопросов друг другу не задавали. Будь он хоть за тридевять земель, она
всегда знала, в каком он настроении, по изменению своего, а он понимал ее
намерения по своим новым мыслям. Интерес друг к другу для них был интересом к
Вселенной, границ не существовало.
Игра. Всю жизнь, жадно, как дети.
Когда она была молодой учительницей и теряла терпение с каким-нибудь
обормотом, то часто просила его после краткого описания сыграть этого обормота
— личность актера и персонажа, как правило, совпадали. Менялись ролями,
выходило еще забавнее. Ученики часто ходили к ним в дом, устраивали спектакли...
У них гостило все человечество, а кого не хватало, придумывали. К ста
пятидесяти семи играм Гаргантюа еще в юности добавили сто пятьдесят восемь
собственных.
Они играли:
в Сезам-Откройся, в Принца-Нищенку, в кошки-мышки, в Черных собак, в
Соловья-Разбойника, в черт-возьми, в рожки-да-ножки, в катись-яблочко,
в Дон Кихота и Дулъсинею Тобосскую, нечаянно вышедшую замуж за Санчо Пансу,
в кашпган-из-огня, в не-сотвори-кумира, в абракадабру, в Тристан-Изольду, в
обмен душами,
в Ужасных Родителей Несчастных Детей — в наоборот, переставляя эпитеты, в
задуй-свечку...
Они ссорились:
как кошка с собакой,
как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем,
как мужчина с мужчиной,
как женщина с женщиной,
как Буратино с еще одним Буратино,
как два червяка, как три червяка, как четыре, пять, шесть, семь червяков,
только что прибывших из Страны Чудес,
как два носорога, считающие себя людьми,
как Ромео с Джульеттой в коммунальной квартире,
как двое на качелях,
как двое в одной лодке, считающие себя собаками, которые считают себя
людьми,
как два дебила, заведующие одной кафедрой,
как два психиатра, ставящие друг другу диагнозы...
И тому подобное, и так далее, а ссориться как муж и жена им было некогда.
В. Л.
Как попросить принести воды
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья
несчастлива по-своему»... Видимо, со времен Льва Толстого, когда он писал это в
«Анне Карениной», что-то перевернулось. Сколько ни вглядываюсь, вижу обратное:
непохожесть счастья, совершеннейшую его своеобычность от случая к случаю,
неповторимость, равную гениальности, — и стереотипность несчастья. Клише.
Несчастливые семьи излучают, сдается мне, одну и ту же волну, одинаково пахнут.
Если навести лупу, можно, конечно, в каждой грустно-стандартной истории
отыскать уйму диковин или заметить и невооруженным глазом нетривиальность кое
каких извилин; бывают и феноменальные казусы. Но в основном потрясающее
единообразие, типовых вариантов не многим больше, чем в бюллетене по обмену
жилплощади.
|
|