|
как младенцы. Вот и получается — два нуля...
Ремонт погоды. Уверен, вы умеете улыбаться и хохотать, ласкаться, говорить
дерзости, шалить, делать глупости. Это называется невоспитанностью. Это
называется естественностью. Это называется безобразием. Это называется обаянием.
Когда как.
Так вот, чтобы помыть ребенка, но не выплескивать его с грязной водой...
Чтобы не выплескивать эту воду себе на голову или соседу... Короче говоря,
чтобы стать интересными и привлекательными, спросим себя:
не вжились ли в роль Неудачника — не упускаем ли свой
положительный опыт;
не заковали ли себя в неосмысленные запреты; не слишком ли опасаемся, что о
нас скажут; не требуем ли от других чересчур многого, навлекая на
себя разочарования; не забываем ли прощать.
Это комплект вопросов с пометкой ОСВОБОЖДЕНИЕ. А это — ВЖИВАНИЕ:
желая быть интересными, не относимся ли к общению потребительски;
достаточно ли вникаем в чужие горести, радости, странности;
замечаем ли людей, явно или скрыто на нас похожих, — ищем ли сближения,
чтобы помочь им;
учимся ли у тех, кто нам нравится.
Наконец, ОСМЫСЛЕННОСТЬ:
заботимся ли о радости у себя дома — стараемся ли наполнять жизнь творчески,
и не для себя только;
не узки ли, не суетны ли — не уничтожаем ли жизнь
путем жизнеобеспечения; ищем ли свой путь или плывем по течению, хотим быть
«не хуже других» — химерой по имени *КАК ВСЕ»...
Дав себе ответы, вы получите программу жизненного эксперимента, он же
ролевой тренинг, — в реальности, на своем месте.
Относительно же слабости зрения и слуха — уверен: дело совсем не в том.
Множество слабовидящих и слепых прекрасно общаются. Глухота тоже не помеха,
если нет глухоты душевной.
В. Л.
Анекдот под гипнозом
Мама рассказывала, что первые два с половиной года жизни я не умел плакать,
при недовольстве и боли только кряхтел; смеялся без передыху, обращался из
коляски к прохожим с речами на заливайском языке... Вокруг образовывалась зона
отдыха. «Юморист будет, — определил пожилой дворник. — Чарли Чаплин, артист.
Ишь, счастливчик...» Потом война...
Есть люди, которые не смеются, читая Зощенко. «Алиса в стране чудес» — ни
одной улыбки. И мультфильмы, и кинокомедии, и цирк — не смешно. Не получается.
Вопрос. Как развить в себе чувство юмора, если оно
отсутствует? Ответ. Отнестись к его отсутствию с юмором.
Чувство юмора начинается с первой попытки принять себя не за пуп земли.
В детстве мы смеялись, когда нас подбрасывали и щекотали, когда кто-нибудь
прятался, а потом появлялся вдруг. Когда у нас было просто хорошее настроение...
Первый наш смех был беспричинным. Второй — от радости, что не боимся, и это
уже был смех над собой. А взрослые вокруг улыбались нам и смеялись, потому что
мы вытворяли массу нелепостей. В их смехе не было ничего унизительного. Он и
был счастьем.
Мы думаем, юмор — это что-то такое, что у одного есть, у другого нет. Чему
следует научиться, овладеть, так сказать, предметом. Смех, говорили нам,
делится на положительный и отрицательный, а смех без причины — признак дурачины.
Мир юмора представляется нам чем-то вроде комиссионного магазина, где все
оценивают, и главное для любого — не остаться бы в дураках. Мы забыли, что смех
— это жизнь, сообщающая себе, что она свободна.
И еще позабыли, что хотя юмор и всенародное, что греха таить, достояние, у
каждого он свой, личный, особый. Забыли о своем праве иметь юмор собственного
производства.
Вспоминается один парень, отличный автомеханик, симпатяга, умолявший меня
научить его юмору.
— Это страшно, — говорил он. — Вы представляете мое положение. В компанию
придешь, всем весело, анекдоты травят и все такое. И все смеются, КОГДА НАДО. А
я — понимаете? — Я НЕ ЗНАЮ, КОГДА НАДО СМЕЯТЬСЯ. И не смеюсь. Или смеюсь
невпопад.
— И я тоже
— Э, бросьте, доктор Вы-то уж точно знаете, когда НАДО. Я вас прошу
провести со мной смехогенную тренировку.
— Как?..
— Вот берем анекдот (достает толстенную тетрадь). Больше тыщи уже, пять
лет собираю... Главное, не пропустить, где самое оно... Память у меня ничего,
сила воли... А по части юмора отстал. Но еще наверстаем. С гипнозом, а?
— Ага. Ну а как?
— Вот читаем, допустим: «Пришел Василий Иванович. Петька спит на
диване...» Точно на этом самом месте, когда НАДО СМЕЯТЬСЯ, вы делаете мне
гипнотическое внушение, что ЭТО СМЕШНО. Вырабатываем рефлекс.
— Стоп. Одну секунду... Смеяться НЕ НАДО. Нехорошо Стыдно. Неправильно. НЕ
СМЕШНО — заорал я, не выдержав.
И он вдруг тоже подпрыгнул. Минут пять мы ржали как сумасшедшие. После чего
резко смолкли во внезапном приступе обоюдного ужаса.
|
|