|
человека не действует, никакие здравые доводы не имеют силы.
А полумифический дедушка Эскулап утверждал, что для состояния духа, помимо
благоволения богов, важно, чем человек дышит и на чем спит. Важно так же, с кем
спит, с кем ест и проводит досуг.
Осторожнее с Благотворительностью
Первая в мире больница с отделением для душевнобольных была открыта арабами в
Каире в середине девятого века. Благочестивый эмир каждую субботу ездил туда
навещать пациентов, кормил их с руки, как зверюшек.
Ни одно доброе дело безнаказанным не остается: некий больной, с виду тихий,
попросил эмира подарить ему
171/IP/I I TJOAET НАД ГНЕЗДОМ СТАГУШКИ
IZ3
самое большое яблоко из своего сада. Эмир принес громадное яблоко величиной с
человеческую голову. Больной взял яблоко и изо всех сил запустил им в голову
своего покровителя. Тяжкое сотрясение мозга. Больше эмир к пациентам не ездил.
Психотропные розги. Палочка-вырувалочка
В Европе первые заведения для поврежденных духом стали появляться с
одиннадцатого века. Одним из древнейших был приют для горюющих в итальянском
городе Салерно. Сюда собирались из разных мест люди вменяемые, но мучимые
невыносимой тоской, — те, кто не мог забыть умерших близких.
Помогали им музыкой, песнопениями и молитвами, а также коронным лечебным блюдом
— свиным сердцем, нафаршированным целебными травами.
Средства иного рода использовались для воздействия на менее управляемых.
Века с четырнадцатого по восемнадцатый чем только не лечили психотиков:
помещение в темницу с голодными крысами, принудительное стояние по нескольку
дней подряд, принудительная бессонница, кожаные маски с шипами, намордники,
пропитанные солью, смолой и перцем; круговые качели и специальные вращательные
машины по типу вестибулотренажеров для космонавтов — вращение в них люди
здоровые выдерживали около двух минут, а психбольные — до десяти и более.
Сбрасывали с большой высоты в холодную воду, лили с такой же высоты воду на
голову, по пятьдесят ведер сразу, давали огромные дозы рвотных и слабительных,
окунали в кипяток, в нечистоты, в собственную мочу...
Не было границ полету фантазии и в изобретении разного рода смирительных
рубашек, камзолов, жилетов,
J&-----------------------^
124
смирительной обуви, смирительных кроватей, смирительных кальсон, смирительных
стульев...
Ну и конечно, особо разгуливались садистические благодетели (они всегда и
повсюду находят себе социальные ниши и общественно санкционируемых жертв) по
части усовершенствования пыточно-ударных орудий.
Палка для умалишенного, требовал высокопоставленный попечитель дурдома на юге
Франции, должна быть с утолщенным зазубренным наконечником, чтобы каждый удар
поддевал кусок кожи — так быстрее наступит долгожданное исцеление. Плетка — не
какая-нибудь, а с большим числом острых железных бляшек. Розги — гибкие и
свистящие, хорошо вымоченные.
«Палка заставляет помешанных снова почувствовать связь с внешним миром, — писал
известный немецкий мыслитель и эссеист Георг Курт Лихтенберг, считающийся и по
сей день либералом и гуманистом, — или, по крайности, отключает от него так
основательно, чтобы и мир, и умалишенный смогли отдохнуть друг от друга...»
Палочка-вырубалочка. Роль таковой всего через век-другой будут исполнять
электрошоки, инсулин-шоки и химия — нейролептики и транквилизаторы.
<«Ее обугленная тушка наводит на прохожих страха
Особо ревностно заботилась о душевнобольных церковь. Католики и протестанты
соревновались в гуманности.
«Все умалишенные повреждены в рассудке чертом, — заявлял Мартин Лютер. — Если
же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то это потому,
что они не понимают, до какой степени всемогущ и коварен черт. Всех этих
помешанных, не разбираясь с ними попусту, необходимо без промедления казнить
Г/1№>A I: TIOAET НАД ГНЕЗДОМ СТАГИШКИ
125
страшной смертью; я сам бы. собственными руками, охотно сжигал их на кострах...
»
Это и делалось в массовых масштабах во времена инквизиции. Как и до того, и
потом, в других местах, во времена сущностно сходные, в сталинские, например, —
психбольные активничали сразу с обеих сторон: и в качестве
доносчиков-обвинителей, и в качестве жертв, и невольных, и добровольных.
Одна старушка в Германии покаялась в том, что, будучи ведьмой, наслала на своих
мирных сограждан 1565 ураганов, 128 раз преднамеренно производила морозы,
губившие урожаи, и в немеренном количестве — порчу на детей и скотину.
С большим аппетитом сограждане сожгли бабульку живьем; долго она дымилась на
медленном огне, не переставая признаваться все в новых злодействах.
Очень многие в те времена объявляли, и не только под пытками, что находятся в
деловых или половых отношениях с бесами, демонами, чертями или даже с самим
дьяволом, сатаной. Казнили за это не всех — некоторых просто сажали в тюрьму
или отпускали, взяв подписку о прекращении отношений. Монтень, современник
инквизиции, писал о ведьмах и колдунах: «Эти люди представляются мне скорее
|
|