|
Когда ритм оптимален, тогда только и возникает ощущение непрерывности.
Все, что само сосредотачивает, все, что «втягивает» – все ритмично,
начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. Если вы
хотите, чтобы самовнушения АТ были максимально продуктивными, они должны носить
ритмично-возвратный характер.
А главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения,
бойтесь невозвращения!
НА ВКУС, НА ЦВЕТ...
Упражнения вчувствования в слова и вживания в представления помогут вам в
дальнейших целенаправленных самовнушениях. Делать их лучше всего в состоянии
предварительного расслабления. На каждом представлении сосредотачиваться от 1
до 10 минут.
1. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаторности, увидеть и
удержать внутренним взором:
белые-белые белила;
синюю-синюю синьку;
коричневую корявую корку;
желтый-желтый желток;
красивую красную краску;
зеленую траву.
– 71 –
2. Вызовите образ, почувствуйте вкус:
лимон: кислый-кислый, только что разрезанный;
икра: красная, искристая.
3. Вызовите образ и осязательное ощущение:
колкая иголка;
мягкая вата;
нежный пух.
(От последних двух представлений можно переходить к представлению погружения в
мягкую пуховую перину – это хорошее дополнение для общего расслабления.
«Погружайтесь» в ванну, «покачивайтесь» в медленно, лениво плывущей лодке, в
гамаке и т. п.)
4. Добейтесь максимально ярких образных представлений:
горячий пар кипятка в парильне;
холодное стальное лезвие ножа;
с треском горящий в костре хворост;
холодный влажный платок на лбу.
5. Сюжетные саморазвивающиеся представления – пример:
Пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме, с
наслаждением вытягиваетесь...
Смотрите перед собой в море. «Барашки»... Головы купающихся...
Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появляется (силуэт корабля,
тучки, в небе самолет...)?
Посмотрите, что происходит вокруг, на берегу (играют дети; собака, мяч...
).
Вас разогревает солнце, палит сильно, приходится поворачиваться с боку на
бок, хочется искупаться. Входите в воду. Вода прохладная...
Произвольный вызов ярких до галлюцинаторности представлений принято
относить к «высшей ступени» АТ. Но некоторым людям они хорошо удаются с самого
начала и помогают осваивать «низшие ступени» (пример: через представление «я на
пляже» – вызов ощущения тепла в теле). Успех определяется не только глубиной
сосредоточения, но и типом восприятия и мышления. У людей с конкретно-образным
складом мышления легко возникают сюжетные представления, а через них –
самовнушения разных состояний. У тех, кто мыслит больше абстрактными
категориями, легче вызываются отдельные ощущения, не связанные ни с какими
представлениями.
– 72 –
КАК ДУМАТЬ НИ О ЧЕМ?
(специальные упражнения рассредоточения)
Задача их – прямо противоположная всем предыдущим: создать полную
рассредоточенность, блуждание внимания, не позволить ему ни на чем
останавливаться – что-то вроде того состояния, которое нормально бывает у
бодрствующих младенцев, когда им ничего не нужно.
Длительность упражнений – от 1 до 5 минут.
Первый вариант: с открытыми глазами. «Скольжение».
Лечь или сесть, уставившись в одну точку (предположим, на стене,
расстояние до которой 2 метра). Глазами очертить перед собой круг с центром в
этой точке диаметром около метра. Приблизительно через секунду перевести глаза
на любую другую точку этого круга, еще через секунду – на другую и так далее –
в хаотическом «броуновском» движении. Все мысли и представления отгоняются: вы
заняты только соскальзыванием с точки на точку.
Второй вариант: то же самое, но к соскальзыванию вы свой взгляд не
понуждаете, пусть он сам скользит куда хочет, в пределах круга Вас ничто больше
не интересует.
Третий вариант: с закрытыми глазами – сидя или лежа. Вы просто закрываете
|
|