|
создателю, это еще не значит, что она не годится, равно как и обратное. Мое
мнение: всякая система по-своему хороша, если следовать ей с верой. Но не со
слепой...
Это относится и к индийской йоге, которая организует человека сверху
донизу, физически и духовно, и все это годами. Чтобы получить от йоги желаемое,
нужно буквально переродиться в йога, жить этим постоянно, самому к йоге
приспособиться и приспособить ее к себе. Это труд, своего рода подвижничество,
и совершенно особый стиль жизни. Всеохватность йоги не исключает использования
отдельных приемов, но в отрыве от системы их ценность заметно снижается.
Что же касается аутотренинга, то это пока только набор приемов, до
всеохватной системы он не дошел. Может быть, это и к лучшему. Пока его
назначение – помогать людям, ведущим обычный, то есть более или менее
бессистемный образ жизни. Как и у йоги, главный недостаток АТ – малый диапазон
индивидуализации.
НЕТ СОВЕРШЕННЫХ
Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой; нет и
такого, который никогда над собой не властен.
Многие люди, прекрасно владеющие собой в общении, хладнокровные в самых
опасных ситуациях, ни-
– 8 –
чего не могут поделать, когда нужно заставить себя заниматься, или не устоят
перед рюмкой. Собранные и организованные часто бывают раздражительны или
застенчивы. Один теряет контроль над собой при публичных выступлениях, другой
на экзаменах, третий – только в интимных ситуациях, четвертый – в общении с
одним-единственным человеком. Словом, у каждого есть свои сферы наименьшего и
наибольшего самоконтроля. И вряд ли необходимо, чтобы человек всегда одинаково
владел собой.
Я не могу определить эту меру – каждый определяет ее для себя сам. А
чтобы понять, почему человек в данном случае хозяин себе, а в другом – нет,
порой приходится разбирать всю его жизнь с раннего детства, учитывать и
наследственность, и воспитание, психотерапевты ломают копья... Но можно самому
постичь в себе многое, имея в виду
ПОЛДЮЖИНЫ ПРОПИСНЫХ ИСТИН,
К КОТОРЫМ АВТОР ПРИШЕЛ ОТЧАСТИ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ
1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.
3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной
заинтересованностью других людей (хотя бы еще одного человека; но чем больше,
тем лучше).
4. Нельзя изучать человека холодно: таким путем человек непознаваем,
потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь
человека можно, только помогая ему.
5. Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении.
6. Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что
человек – это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо: больше,
чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не «есть».
Итак, никакой агитации за самоусовершенствование больше не будет,
предупредим лишь о некоторых трудностях чтения и дохождения упомянутых истин.
– 9 –
Если кто-то полагает, что путь книги к читателю – это автор – рукопись –
редактура (инстанции) – типография (инстанции) – книготорг – магазин
(библиотека), и если думает, что, заполучив книгу, уже обладает ею как
собственностью, как неким материально-духовным телом, то он
а) наивен,
б) безнадежно наивен,
в) имеет право не читать эту книгу.
Настоящая непроходимость начинается лишь с момента, когда читающий
открывает книгу. Нет, еще раньше, гораздо раньше...
«Глубокоуважаемый профессор Владислав Яковлевич!
В Вашей книге «В погоне за мыслью» меня заинтересовало... Я читала также
Вашу книгу «Как жить с самим собой», и там меня одолело сомнение...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заранее отблагодарю,
Ваша читательница Н.»
Ну вот и опять... Что ж, написать моей заранее благодарной читательнице,
что не «В погоне за мыслью», а «Охота за мыслью»?.. Что я не Владислав
Яковлевич и не профессор – там же черным по белому, в аннотации... И не «жить
с... ». А если письмо она тоже не прочтет? Я не педант – профессор так
профессор, но эта странная пелена перед глазами, эта удивительная неточность,
размытость восприятия... Чем это объяснить?
|
|