Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: В. Леви - Искусство быть ДРУГИМ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-
 
серьезный сбой в воспитании подрастающего поколения.
   Разберемся же пообстоятельнее, что случилось. Вот Антон-ему пять с
половиной лет, это здоровый и неглупый мужчина с ярко выраженной
самостоятельностью суждений. Вот Бабушка-ей всего шестьдесят, это тоже
здоровая женщина, далекая от склероза, с высшим экономическим
образованием. Бабушка любит Антона. Антон любит Бабушку. Но, как пока "ще
и Антон, Бабушка по части практической психологии относится к разряду
рядовых необученных: несмотря на прожитые шестьдесят лет, не догадывается
о существовании мира Другого. В данной ситуации Бабушка исходила по
меньшей мере из пяти ошибочных предпосылок:
   1) Антон так же, как и она, Бабушка, придает большое значение вопросам
питания,
   2) ..знает, что такое витамин цэ,
   3) ..так же, как и она, Бабушка, понимает слово "полезно",
   4) ..способен отказываться от своих желаний и принимать не свои желания
за свои,
   5) ..доступен влиянию авторитетов - медицинских и прочих.
   Понимала ли Бабушка, что перед нею ребенок? Да, она заботилась о его
питании и здоровье, она воспитывала, внушала, что надо слушаться. Но
обращалась ли Бабушка к реальному ребенку, который перед нею сидел, к
Антону, каков он е с т ь? Нет, конечно. В действительности Бабушка
обращалась к Антону как к ребенку, каким он должен быть в ее, Бабушкином,
представлении. Она обращалась к Антону не как к настоящему живому ребенку,
а как к исполнителю роли ребенка соответственно ее, Бабушкиным, ожиданиям:
как человек поведет себе в роли Ребенка, как подобает ему себя вести. Она
обращалась, стало быть, вовсе не к Антону, а к некоему образу Антона,
пребывавшему в ее, Бабушкином, воображении. И если бы можно было этот
образ увидеть, то оказалось бы, что он очень похож на саму Бабушку-ведь
она наделила его, как мы уже выяснили, по меньшей мере пятью своими
достоинствами.
   А что получилось е точки зрения Антона, как ситуация выглядела для него?
   Все было просто и печально.
   Вы сидите, мирно размышляете, никому не мешаете. Вдруг подходит
иностранен, притворившийся Бабушкой, и требовательно лопочет что-то на
своем языке -в уверенности, что вы его понимаете. Вы отвечаете ему на
своем: не понимаю, что означает пихт ферштейн, но иностранец продолжает
лопотать, да еще при этом сердится. Тут вы догадываетесь, что
иностранец-то глух, и пытаетесь объяснить ему это, жестикулируя, крутя
пальцем у виска, но иностранец продолжает лопотать и сердиться, и вы
понимаете, что он к тому же и слеп - ну, так что же тут поделаешь? Резервы
вашей сигнализации истощаются, и вы вынуждены прекратить общение.
   Видел ли Антон в этот момент перед собой Бабушку любящую. Бабушку
заботливую. Бабушку взрослую, которую надо слушаться? Нет, не видел. А
Бабушку беспомощную, Бабушку наивную, Бабушку-ребенка, которой не грех
было бы и уступить? Нет, конечно, тоже не видел. Видел ли Антон в Бабушке
себя-свой образ, каким она его видела? Нет, не видел, но чувствовал, что
какой-то чужой, ненужный образ себя-роль Разум сого Послушного Мальчика
ему предлагают, навязывают, - и защищался, как мог. Понимал ли Антон, что
его поведение выражает собой извечный конфликт человеческой природы:
борьбу между потребностью в ближнем и потребностью в свободе от ближнего?
Нет, конечно, не понимал..."
   Переигровочный вариант: "Как Апельсин перехитрил Пряника" (с Бабушкой,
Которая Умеет Быть Другим, она же Бабушка, Которая Умеет Играть).
   Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однажды Апельсин
(достает апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник
уходит в Рот. "Эй, Пряник, - закричал Апельсин. - Постой, куда же ты?
Погоди минуточку! Давай поговорим".
   Антон-Пряник. Давай.
   Б а б у ш к а - А п е л ь с и н. Слушай, Пряник, я ведь твой старый
друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один.
Так с друзьями не поступают.
   Антон, - Пряник. Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только
вот меня немножко откусили уже.
   Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый!
   Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал...
   Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку
слизал. Понял?
   Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди?
   Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит,
теперь очередь моя.
   Как вы думаете, Читатель, с какого возраста следует начинать обучение
грамоте общения? Когда начинать учить психологии Мальчиков и Девочек с
тем,чтобы к возрасту Мам и Пап, а тем более Бабушек и Дедушек они хорошо
умели играть? Нам с Д. С. хотелось бы узнать ваше мнение. И кстати, как
получше назвать пункт ликбеза? "Психоневрологический диспансер" - как-то
неудобно, громоздко...
   Мама Рая
   -... Ну так вот, - продолжал Д. С., делая вид, что пьет чай, - вот вы
говорите. Да, удивительная недоходимость простых вещей, читай, не читай,
выучивай не выучивай... Вам вот тоже, в книжке, приходится долбить до
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-