|
Принцип третий-НЕ УНИЖАЙ. Не царапай самооценку, не задевай
неосторожными телодвижениями.
Не обвиняй, не угрожай, не приказывай-, не выказывай недоверия, не
прерывай, не спорь, не убеждай, не хвались, не показывай, что он тебе
неинтересен или противен, отказывая, извиняйся и благодари...
Ну что ж, и это мы проходили. Эгоист должен, альтруист может.
И наконец, четвертый, самый простой: ВОЗВЫШАЙ.
Ласкай самооценку. Проявляй к нему повышенный интерес, проявляй
доверие, слушай, слушай и слушай, хвали. хвали и хвали, дай ему
возможность почувствовать себя значительным... Дай похвастаться, дай
ощутить свое превосходство, советуйся как со старшим, имея идею, наводи на
нее исподволь, чтобы ему показалось, что это его идея...
И опять альтруист может, эгоист должен..
- Почему? Что значит "может" и что значит "должен"? - перебил я.
- Ну как же, неужели не ясно? Вы отец - неужели же вы всегда должны
нравиться своему сыну? Вы можете и должны пользоваться любыми приемами, но
вы для себя только средство, и поэтому не все приемы будут ставить вас в
выгодное положение. Любовь - искусство проигрывать. Вникать и создавать
атмосферу вам приходится во всех случаях, но что касается самооценки, то
здесь бабушка надвое сказала. Иногда возвышение смерти подобно. Иногда
нужно унизить.
...Вот и все, В. Л. В общей сложности насчитал около 40 правил-все-таки
многовато, а? Все запомнил, как видите, и все блистательно нарушаю. Теперь
мне хотелось бы выслушать ваше мнение и получить совет. Ведь у вас все так
замечательно получается...
- Ну-ну, бросьте, коллега, не надо, я ведь тоже коечто выучил. Вы
забыли оговорку о лести: мистер Икс предупреждает, что льстить не надо.
- Но ведь это же несерьезно. Речь идет только о том, чтобы не быть
уличенным в лести, а уж это-то проще простого.
- Не скажите. На нашем уровне...
- Ах-ха-ха! (В первый раз я услышал, как Д. С. засмеялся. До сих пор он
только улыбался, во всяком случае, смеялся не вслух. Но тут же сжевал свой
смех.) Вы что же, беретесь отличить комплимент в свой адрес от искренней
похвалы? Преклоняю колени перед человеком без подсознания.
- Я не хотел этого сказать. Но грубая лесть...
- ..унижает, вы хотите сказать? Переходит в иронию...
- Именно, именно. Похвалой можно так изругать...
- Точная Верхняя Граница Белой Характеристики оказывается слишком уж
далеко внизу - так или я ошибаюсь?
- По-моему, так, - хотя ничего не понял.
- Нельзя ли еще чаю? Этот совсем остыл.
Опять нихт ферштейн
"Время, время! Сколько ошибок, сколько непоправимого... Как мало
видишь, покуда они бегут, эти секунды, покуда они бегут, а ты,
торжественно-суетливо ощущая себя наконец-то, вот только что воистину
поумневшим, кладешь все новые кирпичи в здание своей глупости.
Какое это преступно узенькое оконце - сознание...".
Из дневника Д. С.
Но есть один способ возвращения времени-да, вы догадались, Читатель:
игра, все та же игра. Способ, конечно, несовершенный. Помахать кулаками
после драки... Но ведь и не только после, отчасти и перед. Ведь жизненные
драки и драчки в основных моментах, как правило, повторяются, и с большим
постоянством.
Вот эпизод, имевший место в действительности и воспроизведенный в игре.
ГИП: Ситуация "Антон и Бабушка, или о том, как не поладили Пряник и
Апельсин. Игровой цикл "Взрослые дети".
Антона сыграл сам Д. С., Бабушку Дана Р. (При переигровке поменялись
ролями.) -
За обеденным столом все те же Антон и Бабушка.
Антон задумчиво грызет пряник.
Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он черствый. На,
съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу...
Антон (вяло). Не хочу апельсин.
Бабушка (убежденно). Антон, апельсины надо есть!
В них витамин цэ.
Антон (убежденно). Не хочу витамин цэ.
Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно.
Антон (проникновенно). А я не хочу полезно.
Бабушка (категорически). Надо слушаться!
Антон (с печальной усмешкой). А я не буду.
Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство).
Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!
Антон (примирительно). Иди ты знаешь куда.
Из аналитического комментария Доктора.
"Перед нами довольно простой и типичный пример тупиковой ситуации "Два
Слепца". Со всей очевидноетью: два близких, родных человека не поняли друг
друга, не нашли общего языка и поссорились из-за пустяка.
Один обидел другого. Со всей очевидностью, взаимный моральный ущерб и
|
|