|
материалом целую писательскую организацию.
С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, характеры,
обстоятельства, живет жизлью Другого, как своей собственной. Поразительная
человековместимость.
Замечу еще, что количественная степень общительности у них не
обязательно высока. Не будем путать общительность с коммуникабельностью:
общительность - склонность общаться, коммуникабельность - способность
общаться. Люди сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует
недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не
есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.
Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на
редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: нет не только
излишних, но как будто и вполне оправданных беспокойств, беспечность до
безалаберности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаях из
ста эта беспечность оказывается мудростью: так или иначе, но выясняется,
что беспокоиться и не стоило: либо ничего не случается, либо случившееся
неизбежно... На взгляд же тревожного человека им просто необъяснимо везет.
Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения
внимания, доверчивость, свобода в поведении, некоторый авантюризм.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.
Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже
трижды и принимает Ваш взгляд как старого знакомого. Вы еще только
протягиваете руку, а он уже знает, каким будет рукопожатие... Важнейшее
свойство. В контакте, в саморегуляции - высокая чувствительность к
изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе
улавливает малейшие изменения интонаций, мельчайшие, неосознанные движения
и реагирует так, что собеседник замечает только одно: беседа идет гладко,
приятно... Это то, что старые психиатры называли "синтонностью" -
противоположность аутизма. Способность легко, быстро перестраиваться,
превосходная подвижность психики - свойство врожденное, но и поддающееся
тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость,
остроумие, артистизм (см. ниже).
Плюс-минус эгоизм. Почему "плюс-минус"?.. Потому что сплюс обратная
связь". Если эгоист, то умеет, как никто другой, прятать свой эгоизм и
тем, конечно, опасен. Умеет вести себя так, что и сам эгоизм его
привлекателен - есть такие натуры с обаянием эгоизма. Если альтруист, то
безнадрывный и тоже умеющий хорошо прятаться в прозе бытия...
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик,
имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали. Неистощимый игровой
азарт - азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными
жизнями. Поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных
ролях, поэтому такой разный с разными людьми (плюс - интерес, плюс
обратная связь...). Уровень культурно-эстетического развития может быть
разным, ияогда ужасающе низкий, но чувствительность к ожиданиям других
людей столь высока, пластика поведения столь великолепна, что диссонансы
не замечаются. Эти люди у,меют, не нравясь по частям, нравиться в целом.
Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения
(см. плюс симпатия) гений общения не лишен агрессивности, которая
проявляется редко, но метко. Мастер мирных решений и компромиссов, он
способен при крайней необходимости провести и болевой прием - решительно,
мощно, но без садистского избытка. Эта резервная способность образует
столь необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее
привлекательна, чем самое сладкое обаяние. Речь идет, конечно, не о
физической силе. Выглядит это поразному: то как внушительная уверенность
то, как беззлобная шутливость, то как шутливая злобность, то как бережная
повелительность.
Плюс оптимизм. Черта обязательная, но не обязательно лежащая на
поверхности. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм
как состояние, ощущение радости бытия - вещи разные, хотя и
взаимосвязанные. Разное дело и оптимизм внешний и внутренний. Если
помните, в одном из предыдущих писем я упомянул тип повышенно
коммуникабельного "зануды-в-душе". Так вот, этот трагический тип относится
к гению коммуникабельности примерно так, как Сальери к Моцарту. У моцартов
общения оптимизм внутренний, натуральный, оптимизм-состояние,
оптимизм-сияние, живое солнце в груди, которое всех греет и привлекает. Но
так как солнышко понимает, что разным существам оно необходимо в разных
дозах, а для некоторых и опасно солнечным ударом, то всегда знает, когда
спрятаться за тучку. А Сальери оптимизм проповедуют, демонстрируют...
"Так это же врожденное, - скажете Вы. - Одним везет, другим нет".
Правильно, врожденное. Врожденный оптимисткаждый ребенок. Утрачивается
наивность, постигается трагизм жизни - откуда быть оптимизму?... Вот
именно отсюда. С другого конца спирали... Потерянный рай возвращается,
когда ад пройден до глубины глубин. После того как мы покидаем полюс
наивности, оптимизм ждет нас на полюсе мудрости. Многих, увы, так и не
дожидается. До взрослого оптимизма нужно дозреть Ничто не помогает этому
лучше, чем открытость Другому.
Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность.
Отсутствие предрассудков. Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо
посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям,
заграждающим сущность. Разумеется, все эти вывески тонко учитываются в том
|
|