|
подражает, да и дальше почти не понимает. При этом способе общения еще не
различается, trro свое, а что чужое: быть собой и быть Другим просто одно
и то же.
А почему для многих так невыносим плач - детский, женский, любой,
почему, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"? Да потому, что мы
плачем вместе с Другим. Жалость - это и есть собственный плач, только
внутренний, свернутый (а часто и вполне развернутый) - плач Ребенка в
тебе, откликающегося на Ребенка в Другом. Сопутствующее раздражение, даже
злость понятны: это тебе больно и страшно, это твой Ребенок требует -
прекратить! Но вот удовольствие, радость от страданий Другого, жестокость,
садизм - как понять это?... Эмпатия-наоборот, вчувствование с обратным
знаком. Загадка природы, требующая особого разговора, который мне сейчас
заводить не хотелось бы.
Начинается с заражения состоянием, кончается заражением судьбой. Одно
"Я" из двух, хмуж и жена - одна сатана"... (Почему, однако, сатана здесь
получается женского рода?) Человек может стать Другим в той мере, в какой
позволяет физиология, А она позволяет многое: на разных инструментах можно
сыграть одну и ту же пьесу - прозвучит, конечно, по-разному, и всетаки
будет одной и той же. Тревога - тревога, паника - паника, радость -
радость, спокойствие - спокойствие...
Такое взаимозаражение бытием происходит и у растений, и у животных, и у
людей - быстрее мысли, быстрее сознания. Этот жизнекорень общения вошел и
в музыку, и в язык, из него вырастает вся восприимчивость, вся
внушаемость. А наверху - и Пушкин, и Моцарт, и "ясновидец плоти" Толстой -
великий художник всегда и великий эмпат.
А вот один мои коллега, профессионал психодиагностики, читает
поздравительную открытку. - Всего лишь открытку от незнакомца. С
уверенностью говорит, что написавший ее - человек импульсивный,
взрывчато-агрессивный, с шатким самоконтролем: не то что в космос, а даже
за руль нельзя, пить - ни в коем случае... Потом, из дальнейшей переписки,
он узнает, что человек этот, прекрасный человек, провел три года в
заключении за превышение предела необходимой самообороны. Был чуть-чуть
выпивши, кто-то задел...
Что сработало (я имею в виду-у коллеги)?
Эмпатия, вчувствование. Читая письма, коллега особым образом
расслабляется, скользя глазами по строчкам и слегка вибрируя, повторяет за
пишущим движения его руки, со всеми нажимами и наклонами, изгибами и
порывами. "Чего это вы дергаетесь, почему дрожите?" - спросил я его
однажды, застав за этим занятием.
"Даю максимум развертки. Плохо доходит, помехи..."
Я посочувствовал, слегка подрожал вместе с ним. Так он дергается и
дрожит за своим письменным столом ежедневно. Вживаясь в Другого, которого
не видит, старается уловить его тонус, его самочувствие, его ритмы и
мелодии... Уловить через себя. А когда уловлено, остается лишь
отрефлектировать - осознать...
И вот уже другой уровень и другое качество. Вот следователь, изучив
личность и обстоятельства, воспроизведя все - возможные рассуждения,
расчеты и хитрости, подозревает такого-то. Вот некто, увидев, как невеста
обращается с собакой, мгновенно решает, что жениться не стоит. Понимание
холодное, отстраненное - игроком игрока, умным дурака, трезвым пьяного,
редактором автора...
В самом деле, можно ведь прекрасно представить себе, что испытывает
Другой в таких-то и таких-то обстоятельствах, что он чувствует, как мыслит
и как поведет себя, не испытывая при этом и тени подобного, делая свое
дело, оставаясь в своем состоянии. Совершенно необязательно "ставить себя
на его место" (невозможно поставить себя на место умирающего, сложновато
мужчине поставить себя на место рожающей женщины) - достаточно просто
знать Другого и его обстоятельства.
Насколько знаешь - настолько представишь, насколько представишь -
настолько предвидишь.
Вы спрашиваете, какое же понимание лучше?..
Плохо каждое в отдельности. Хороши оба вместе.
Опытный педиатр знает, что в диагностике следует доверять интуиции
хорошей матери: она обостренно наблюдательна, она чувствует ребенка,
эмпатирует ему как никто. Но никакой матери, даже если она сама врач,
нельзя доверять назначение ребенку лекарств. Врач не может лечить ни себя,
ни своих близких (бывают, правда, редкие исключения). Чем ближе мы друг
другу, чем интимней общение, тем трудней друг за друга рассуждать.
Где-нибудь в лабиринтах города или в лесу вы скорее по рассуждению отыщете
малознакомого человека, чем потерявшегося друга или заблудившуюся жену.
Но зато, если без попытки осознания, просто пойдете туда, куда вас
потянет - другое дело...
Логика простейшая: перевоплотившись в Другого, хотя бы частично. Вы
вводите в себя и его иллюзии, и его самонепонимание, присущее каждому. Чем
глубже Вы -становитесь этим Другим, тем более понимаете его так, как он
понимает себя сам. И вот, чтобы решить вопрос о женитьбе, вам обоим уже
нужен другой Другой... Чтобы ответить на основной вопрос следователя: что
этот человек скрывает от других?
- нужно приложить максимум рефлексии, а чтобы ответить на вопрос,
главный для психотерапевта:
|
|