|
- вот ключ ко всей и всяческой коммуникабельности. Все искусство быть
Другим помещается в этот вопрос.
Теперь я скажу Вам, почему на свете есть глупые, нудные, скучные люди.
Потому что они не умеют задавать себе этот вопрос. Я скажу Вам, почему
есть люди злые. Потому что они не желают задавать себе этот вопрос. Я
скажу Вам, почему мы не умеем общаться. Потому что мы забываем задавать
себе этот вопрос. Потому что мы не умеем. Потому что мы не желаем.
Так просто. И так трудно.
Почему тот злополучный юный гений (это был я, поэтому так хорошо
запомнилось), открыв основной закон общения (а ведь и в самом
деле-открыл!), с такой умопомрачительной догадливостью, с такой
фантастической настырностью... Вы думаете, это был первый и последний
урок? Как бы не так! Уже будучи психотерапевтом, я не раз и не два терпел
жесточайшие поражения на самых разных фронтах жизни все из-за той же
всемирноисторической ошибки: путал значимости свои и чужие, принимал за
ценности Другого свои собственные! Случается такое и теперь, хотя курс
самолечения от идиотизма проводится, казалось бы, со всей
добросовестностью.
Не кажется ли Вам, что в это прискорбное постоянство стоит вникнуть
поглубже? Общение любых существ происходит лишь в точках соприкосновения
ценностей, на пересечении значимостей.
Вы помните еще высказывание того шахматиста насчет любви к своему
сопернику? Из одного металла делают танки и трактора. Всякий эгоист,
желающий использовать ближнего, волей-неволей должен сначала попытаться
его, понять. А чтобы понять, должен принять позицию... Альтруиста. Да,
альтруиста! И не только в смысле притворства, обмана, расчетливого
лицедейства, как незабвенный Яго, - нет, не только! Чтобы понять другого,
нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, то. есть
вжиться в его мир. А это возможно только при одном условии: в ыжиться из
своего. Говоря иначе, чтобы завладеть душой смертного, черту мало принять
облик ангела, ему нужно им стать. Бели не самим ангелом, то, во всяком
случае, самим смертным. Что же ему мешает? Только он сам. Ангелу, увы, то
же самое.
Есть одно иностранное словечко, с которым я познакомился, работая в
психиатрической клинике.
Аутизм - от слова "ауто" - "я", "сам". Однозначного русского слова не
иаитп: если перевести буквально, то получится что-то совсем смешное,
"яизм", "самнзм"...
Словечко, однако, емкое. Означает оно погруженность в себя и отсутствие
контакта с окружающими. При этом может быть вполне нормальной и речь, и
память, может быть гигантская эрудиция и потрясающие способности, и даже
желание общаться может быть огромным, но - не получается... Человек что-то
говорит (пишет, рисует, играет...), что-.то сообщает другим, но его не
понимают, аон не понимает, что его не понимают. Не понимает и того, что
его понимают, то есть что его аутизм другим виден. В тяжелых случаях дело
доходит до какого-то-собственного языка, до абракадабры, полной личного
значения и, быть может, великого смысла, но попробуй найти переводчика...
А через некоторое время мне стало ясно, что аутизм встречается далеко
не только в психиатрической клинике, что там - лишь гротески, лишь
обнаженно-заостренные модели. Я увидел, что и в буднях общения аутизм, в
некоей пропорции, присутствует всегда и во всех, взвешен в обыденности,
как влага в воздухе, и то там, то здесь сгущается как туман. Частица
аутизма при нас всегда, она вырастает, как призрак небытия, и в опьянении
алкоголем, и в опьянении чувствами... С глубокого аутизма мы начинаем свою
жизнь - с этой младенческой самопогруженности, с несвязного лепета... Мы
что-то сообщаем миру, и мы орем, мы негодуем, мы содрогаемся в требовании
понимания, мы не перестаем верить, что нас поймут!.. И правда, нас как-то
все-таки понимают - вот сухая пеленка, вот улыбка и ласка. Но мы долго еще
не понимаем непонимания, ни своего ни чужого, мы никогда, никогда до конца
его не поймем...
Ваш Д. Кет.
Письмо 5.
Что такое зануда
Дорогой К.!
Во дни туманной юности, когда я не без основания считал себя самым
занудным человеком в этом веселом wipe, я решил - пропадать, так с
музыкой! - составить всеобъемлющую классификацию зануд. Трудился я упорно,
ни одного зануды старался не упустить и всех- заносил в специальную
картотеку. Получилось сто восемнадцать типов, триста восемь подтипов и
восемьсот тридцать три разновидности. (Плюс один.) Я думал, что это все,
но когда стал работать психотерапевтом...
Шутки шутками, а Вы действительно подняли больной вопрос многих и
всколыхнули еще один ветвистый пласт Проблемы Общения. Можно, говорите Вы,
прекрасно понимать, что для Другого значимо - причем это может быть столь
|
|