|
За обеденным столом все те же Антон и Бабушка. Антон задумчиво грызет
пряник.
Бабушка (ласково, заботливо): - Антоша, оставь пряник, он черствый. На,
съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу..
Антон (вяло): - Не хочу апельсин.
Бабушка (убежденно): - Антон, апельсины надо есть! В них витамин цэ.
Антон (убежденно): - Не хочу витамин цэ.
Бабушка: - Но почему же, Антон? Ведь это же очень полезно.
Антон (проникновенно): - А я не хочу полезно.
Бабушка (категорически): - Надо слушаться!
Антон (с печальной усмешкой): - А я не буду.
Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство): - Вот и говори с ним.
Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!
Антон (примирительно): - Иди ты знаешь куда..
Кто есть ПНО
комментарий Д.С.
Довольно простой пример ситуации «Столкновение Двух Слепцов». И Бабушка,
и Антон ведут себя так, словно и не догадываются о существовании Мира Другого.
Они и на самом деле в данном конкретном случае не догадываются, что перед
каждым из них находится ПНО - Психологически Неопознанный Объект, а вернее,
субъект...
Бабушка исходит по меньшей мере из Пяти неосознанных предпосылок:
- Антон так же, как и Бабушка, придает большое значение вопросам
питания;
- знает, что такое витамин цэ;
- так же, как и она, Бабушка, понимает слово «полезно»;
- способен отказываться от своих желаний и принимать не свои желания за
свои;
- доступен влиянию авторитетов - медицинских и прочих.
Понимает ли Бабушка, что перед нею ребенок? Да, конечно, она заботится
о нем, воспитывает его, пытаясь внушить, что необходимо слушаться... Но
обращается ли Бабушка к конкретному ребенку, который перед нею сидит, к Антону,
каков он есть?.. Нет, конечно. Она обращается к некоему исполнителю роли
ребенка соответственно ее, Бабушкиным, ожиданиям; обращается к образу Антона,
пребывающему в ее, Бабушкином, воображении. И если можно было бы этот образ
увидеть, то оказалось бы, что он очень похож на саму Бабушку...
А вот только что произошедшее глазами Антона. Вы сидите, занимаетесь
своим делом, никому не мешаете. Вдруг подходит иностранец-непониманец,
притворившийся Бабушкой, и требовательно лопочет что-то на своем языке.
Иностранец уверен, что вы его понимаете. Вы отвечаете ему: не понимаю,
что означает нихт ферштейн, но иностранец продолжает лопотать, да еще сердится.
Тут вы догадываетесь, что иностранец-то глух, и пытаетесь объясниться с ним
жестами; но он продолжает лопотать и сердиться. И вы вынуждены прекратить
общение...
Видел ли Антон Бабушку любящую, заботливую? Нет, не видел. А Бабушку
беспомощную, Бабушку наивную, Бабушку-ребенка, которой не грех было бы и
уступить? Нет, конечно, тоже не видел. Видел ли в Бабушке себя - каким она его
видела? Нет, не видел, но чувствовал, что образ Разумного Послушного Мальчика
ему предлагают, навязывают, - и защищался как мог...
«Как Апельсин перехитрил Пряника»
переигровочный вариант, признанный лучшим
Бабушка: - Антон, помоги досказать сказку. Однажды Апельсин (достает
апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в рот. «Эй,
Пряник, - закричал Апельсин. - Постой, ты куда? Я же твой гость! Давай
поговорим».
Антон-Пряник: - Давай.
Бабушка-Апельсин: - Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно
без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не
поступают.
Антон-Пряник: - Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только
вот меня немножко откусили уже.
Бабушка-Апельсин: - Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый.
Антон-Пряник: - Хитрый какой. Я первый начал..
Бабушка-Апельсин: - А я первый сказал, я и пенку слизал. Открывай-ка
рот!
Антон-Пряник: - Давай по очереди.
Бабушка-Апельсин: - Ты уже откушен? Теперь моя очередь.
Антон ест апельсин, Цель достигнута перемещением взрослого в игровое
поле ребенка и незаметным внушением «своей игры» с долей компромисса.
Импровизация и чуть-чуть веселой фантазии! Все балдеют!
Испорченный телефон
Давняя детская забава. Чем больше участников, тем смешнее. Вы что-то
шепчете на ухо соседу, тот - следующему и так далее, пока сообщение не
возвращается к вам обратно. Я, к примеру, послав на одной игре Антуану: «Много
|
|