|
ребенку известно: то, что однажды случилось, уже нельзя повернуть вспять.
Кстати, именно поэтому так удручающе серьезны — и так устрашающе длинны —
сочинения, принадлежащие перу практикующих специалистов-психологов18. Что же с
нами будет и во что мы превратимся, если все больше и больше людей проникнется
убеждением, что их состояние безнадежно, но не опасно? Взять хотя бы тревожный
пример Австрии, где настоящим — пусть и не признанным пока официально —
национальным гимном стала появившаяся еще во времена эпидемии бубонной чумы
gemiitiiche19 песня: "Oh du lieber Augustin, alles is 'hin", что в весьма
вольном переводе означает приблизительно следующее: «О, великий Боже, все
прахом пошло».
Время от времени, пусть и крайне редко, непредсказуемый и не поддающийся
нашему контролю ход событий может вдруг ни с того, ни с сего, как бы в
компенсацию за былые горести и лишения, преподнести нам приятный сюрприз, о
котором мы столь безнадежно мечтали. Но настоящего профессионала в деле
собственного несчастья не должен сбить с толку и такой неожиданный поворот
событий. Вооруженный формулой «Ах, все пришло слишком поздно, мне уже ничего не
хочется...», он ни за что не покинет башни из слоновой кости, где замкнулся в
горьком презрении к несправедливостям судьбы, и ни на минуту не позволит
затянуться ранам былых обид.
Однако самая совершенная разновидность этой игры — которая, конечно же,
доступна лишь самым одаренным — заключается в том, чтобы приписывать прошлому
ответственность даже за события позитивного характера, неуловимым образом
оказавшиеся источником наших нынешних несчастий. Непревзойденным мастером в
этом виде искусства можно с полным основанием считать венецианского грузчика,
который, по преданию, после ухода Габсбургов из Венеции с ненавистью бросил им
вслед: «Будь прокляты австрияки, это они научили нас есть три раза в день!»
4. Потерянный ключ, или «Продолжайте в том же духе»
Пьяный упорно что-то ищет под уличным фонарем. Подходит полицейский и
спрашивает, что он там пытается отыскать, тот отвечает: «Свой ключ». Оба
продолжают поиски. Наконец, по истечении некоторого времени полицейский
интересуется, уверен ли пострадавший, что ключ потерян именно здесь, на что
следует вполне резонный ответ: «Да нет, ясно, что не здесь, а там, дальше, но
ведь тут же светлей».
Вам это кажется полным абсурдом? Что ж, значит, и вы тоже ищете не там, где
нужно. Ведь вся цель подобных поисков как раз и состоит не в чем ином, как в их
бесконечном продолжении. Главное — не сдаваться.
Простенькая и такая безобидная на первый взгляд формула «Продолжайте в том
же духе» на самом деле без труда способна привести нашу планету к самым что ни
на есть катастрофическим последствиям. За сотни миллионов лет с ее помощью
удалось добиться вымирания и исчезновения с лица Земли целых видов
растительного и животного мира.
Эта разновидность игры с прошлым была известна на планете еще до шестого
дня сотворения мира, раньше, чем появился человек.
В отличие от игры под номером три, возлагающей всю вину за наши несчастья
на некие внешние силы, неподвластные воле человека, эта, четвертая по счету
игра состоит в упорном и непреклонном стремлении сохранять и воспроизводить те
стереотипы поведения и способы решения проблем, которые, возможно, и были
когда-то в прошлом наиболее эффективными или даже единственно возможными, но
давно уже больше таковыми не являются. Такая консервативная приверженность к
старым подходам не может не порождать проблем, ведь всякая ситуация имеет
обыкновение со временем изменяться. Вот тут-то и начинается наша игра.
Совершенно ясно, что ни один организм не может реагировать на изменения
окружающей среды наобум, сегодня так, завтра совершенно иначе. Жизненно важная
потребность в адекватной адаптации к внешним условиям ведет к выработке особых
стереотипов поведения, целью которых в идеале является успешное и
безболезненное выживание. По причинам, которые пока еще недостаточно хорошо
изучены, человек, так же как и животные, склонен рассматривать способы
оптимальной адаптации как нечто раз и навсегда заданное и не подлежащее
пересмотру. Это наивное допущение делает нас слепыми в отношении того факта,
что некогда оптимальные стереотипы имеют обыкновение со временем все больше и
больше превращаться в анахронизмы. Одновременно оно мешает нам увидеть какие-то
другие вполне реальные, осуществимые, а возможно, и более эффективные решения,
которые не только открываются перед нами сейчас, но были и раньше. Таким
образом, двойная слепота ведет к двойному результату. Во-первых, она делает все
более и более бесполезным избранное некогда решение и все более и более
безнадежной общую ситуацию. Во-вторых, возрастающее ощущение дискомфорта вкупе
с непоколебимой убежденностью, что на свете существует только одно-единственное
решение, оставляют перед нами только один-единственный выход из положения — с
удвоенной, с утроенной энергией продолжать в том же духе. И чем старательнее вы
продолжаете в том же духе, тем глубже погружаетесь в трясину все того же самого
несчастья.
Достоинства этого метода в особой рекламе не нуждаются. Им без труда может
овладеть даже начинающий, не прошедший никакой предварительной подготовки. На
самом деле он получил столь широкое распространение, что еще со времен Фрейда с
его помощью вполне сытно кормятся целые поколения профессиональных специалистов
— правда, они избегают именовать его методом «Продолжайте в том же духе»,
предпочитая более наукообразный термин «невроз».
Впрочем, какое имеет значение, как назвать. Ведь важно не название, а
результат. Он же, можно сказать, стопроцентно гарантирован, если обучающийся
как следует усвоит два простейших правила. Первое: существует лишь
|
|