|
— А может, скажете, – не задумал ли камень стать
рыбой?
— Раскрепостят?! А мсахури князя Качибадзе сказал нам: «Никогда!».
Ростом понял, что первоначальный план уничтожения рогаток пока неосуществим, и
принялся убеждать кричащих и жестикулирующих сократить хотя бы размер пошлины.
Но одержимые отвергали все доводы; они и впредь разрешат плыть плоскодонным
фелюгам, навтикам и плотам лишь после уплаты проездных пошлин, ибо эта часть
Куры уже много веков у них на откупе. Разве не утвердил царь Баграт Пятый за
Лихи право сбора проездных пошлин? А с какого веселого часа вода свободна от
царя?
— Или для азнауров тайна, что большую долю пошлины царству отдаем? – надрывался
широкоплечий лиховец, обнажая желтые клыки. – А сколько на церковь надо
жертвовать?!
Пытались Элизбар и Ростом облегчить хоть крестьянам путь по Куре, ведь лиховцы
тоже крестьяне, выходит – братья.
— Братья? – взвизгнул какой-то толстяк, багровея. – А что для нас делают эти
братья?! Что?! Раз хоть привезли подарки? Если не головку сыра, хоть головку
чеснока?
Ростом сумрачно оглядел разодетых грузных лиховцев. Они надвинулись такой
плотной стеной, что и шквал не смог бы разъединить их. Нет, тут нужны другие
меры. Но какие?.. Если не мед из кувшина, то хоть меч из ножен.
— Мы тоже крестьянам за все платим! – надрывался нацвали, придерживая кинжал,
пятнистый, как форель.
— Чтоб черт подавился вашей платой! – в сердцах воскликнул Элизбар. – И с нас
же взыскал! Половину поклажи отбираете! Кто вы, если не хищники?! Хуже стражи у
княжеских рогаток на
дорогах!
И снова безудержные крики, брань. На середину площади вдруг выскочила жена
нацвали с лоснящимися красными щеками, будто на них кизил давили, завопила,
заколотила себя по голове, как бесноватая, разразилась проклятиями, и лишь
браслеты на ее руках вызывающим и откровенно наглым звоном как бы выдавали ее
притворство.
— Вай ме! В нищих хотите нас
обратить?!
— Такое еще никто не придумал! – подхватили другие женщины, хвастливо выставляя
напоказ свои наряды.
— Никто! Со времен Баграта
Пятого!
— У меня пять дочек. Может, вы, азнауры, им приданое сделаете? – продолжала
свирепеть жена нацвали.
— Почему мы? – хладнокровно проговорил Ростом. – Пусть владыки монастырей
выдадут замуж твоих бедных дочек, ведь с монастырских вы ничего не берете.
— Святые отцы за нас бога молят, а
вы…
— А мы – сатану! – плюнул Элизбар, сжимая нагайку. – Сатану! Чтобы жир из вас
вытопил, иначе лопнете.
— Нехорошо говорите, азнауры, – буркнул седой толстяк, как-то странно искривив
рот. – Когда княжеские мсахури приплывают, всегда уважение оказывают.
— Княжеские? Еще бы! – Элизбар насилу сдерживал себя, чтобы не пустить в ход
нагайку. – Ведь вы с них восьмую часть берете. Выходит: с бархатной куладжи –
нитку, а с заплатанных шаровар – кисет? Запомните: каждый кажется себе
великаном. А для вас рай может и на земле засиять, когда голыми останетесь.
— Куда же вы, азнауры?! – выкрикнул старик Беридзе и с внезапным проворством
схватил уздечку, придерживая коня Ростома. – Кто видел, чтобы Лихи отпускало
гостя без угощения? Э-э, сыновья, внуки,
просите!
— Без угощения – как можно?! За одно бог пошлет два, – раздались дружные голоса.
– Войдите в дом.
— Мы, отец, в гости только к друзьям ездим. – И Ростом, осторожно высвободив
уздечку, тронул коня. – Но советую запомнить: иногда вода и обратно
течет…
Выслушав подробный рассказ «барсов», Моурави решил своей властью обуздать
речных разбойников. Но вмешалась церковь: речная подать приносит царству
большой доход… «И церкви», – с негодованием подумал Саакадзе и решил, что самая
страшная рогатка на путях к восстановлению царства – церковь, но ее силу пока
не преодолеть.
Мысли Хорешани вновь вернулись к тому, что беспрестанно так тревожило е
|
|