|
Константин Гамсахурдиа
Десница великого мастера
Аннотация
В романе автор обратился к народной легенде об отсeчении руки Константину
Арсакидзе, стремился рассказать о нем, воспеть труд великого художника и
оплакать его трагическую гибель.
В центре событий – скованность и обреченность мастера, творящего в
тираническом государстве, описание внутреннего положения Грузии при Георгии I.
Константин Гамсахурдиа
Десница великого мастера
Перевод Ф.Твалтвадзе
Пролог
Военно– Грузинская дорога красивейшая в мире, Дардиманди – замечательный
конь, а верховая езда – лучший отдых для меня. Когда остромордый, широкогрудый,
крепконогий копь, насторожив уши, смотрит на меня, во мне просыпается
неиссякаемая энергия, и кажется, что я вновь родился на свет и еще не успел
вкусить на этой прекрасной земле восторга от быстрого конского бега и радости
движения.
Я глажу маленькие, как листья бука, уши Дардиманди, смотрю в его черные
глаза и заражаюсь той неуемной силой, которой природамать так щедро наградила
его…
Случилось однажды, что мой благонравный конь внезапно разгорячился и
пришел в такую ярость, что хоть до самых КараКумов скачи на нем карьером.
Широко раскрыв свои прекрасные большие глаза на блестящие авто, чумазые
грузовики, он, поглощая пространство, понес меня вдаль. Я не склонен порицать
Дардиманди за то, что в нем закипела горячая кровь неутомимого скакуна…
Тбилиси у нас на глазах разросся в большой город. Огни электрических ламп
сверкают на горе святого Давида, в парке имени Сталина. Электрические шары,
отраженные в волнах Куры, покачиваются около моста Героев и вдоль широкой
набережной Сталина. И вот, когда авто со слепящими фарами ревели прямо в уши,
убегая по гудронированному шоссе, выли заводские сирены, тарахтели тракторы,
идущие в колхозы, и весело позванивали велосипедисты, степенный Дардиманди стал
поминутно вздрагивать, беспокойно фыркать и грызть удила. Ни удилами, ни
мундштуком не удержать его. Вытянув изогнутую, как у лебедя, шею, он рвался
вперед. Я старался обуздать его порыв, прибрать к рукам, но он, занесши вперед
круп, неожиданно пошел боком.
Я устал и дал ему волю. У дигомского парома он сбоил и поскакал. Я отдался
воле разгоряченного коня. Казалось, тысячи огненных глаз преследуют нас по
пятам.
За чертой города я с трудом перевел его на рысь. В этот раз я поздно
выехал из Тбилиси, но не мог вернуться обратно в город, так и не глянув на мой
любимый Светицховели.
Всегда прекрасен этот храм: утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом
ящерицы; к закату весь омыт золотом, а в сумерки, когда на него глядит звездный
свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо;
Мне бы хоть мельком взглянуть на его устремленные ввысь очертания! Пускай
неукротимый Дардиманди галопом промчит мимо него, лишь бы взглянуть на его
угрюмое одиночество и снова скакать дальше.
У самых Авчал мой конь шарахнулся в сторону: навстречу шел трактор с
прицепленным фургоном. Оглушенный грохотом, конь вырвал у меня поводья и вновь
поскакал с бешеной быстротой.
Мне приятен был его неудержимый порыв.
Электрические лампочки Загэса мерцали в волнах Куры, сказочный Полифем
освещал склоны Зедазенской горы, которую древние иверы считали обиталищем
демонов. Лишь поравнявшись с Крестовым монастырем, я сумел укротить Дардиманди.
Ночь ложилась на склоны Зедазени и Саркинети. Капли дождя упали мне на
лицо. Кура подступала к. мосту Помпея. Раздумье овладело мной при виде этого
моста. По нему шли когдато римские легионы, орды сарацин, сельджуков, урумов и
иранцев. Безмолвный свидетель прошлого, вовсе не нужный настоящему, он остался
только музейным экспонатом.
Роль подступа к нашей столице и ее ключаря отнял у него мост Героев так же
как когдато Тбилиси забрал первенство у Мцхеты
Но я уже в Мцхете.
Небосвод, тисненный облаками, опустился над островерхим куполом
Светицховели.
Янтарная кайма облаков, освещенных закатными лучами, застыла на далеком
горизонте. Над мрачными вершинами гор изредка сверкала молния.
В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век, со своими
темными ночами и угрюмым покоем.
Я открыл ворота и ввел коня в ограду. Слева, перед домиком, пристроенным к
церковной ограде, сидел на камне сгорбленный старик. Увидев меня с конем,
старик поднялся с места и прибл
|
|