|
— Ничего, — говорю я, — мы привыкли. Ведь сюда приходят только те, кто потерял
близких.
— Да… но не так…
— Нет, именно так, — поясняю я. — В наше печальное время такие случаи
происходят гораздо чаще, чем вы думаете. И всегда — с людьми, у которых нет
никакого выхода. С порядочными людьми. Непорядочные — те выкручиваются.
Она смотрит на меня.
— Вы считаете, что можно поставить памятник, хоть муж и будет лежать в
неосвященной земле?
— Если у вас есть разрешение на гроб, то, разумеется, можно. На городском
кладбище — бесспорно. Хотите, можете сейчас и надгробие выбрать, а когда все
уладится — просто заберете его.
Она обводит глазами нашу продукцию, потом указывает на памятник, третий по
величине.
— А сколько этот стоит?
Всегда одно и то же. Никогда бедняки не спросят сразу, что стоит самый
маленький, притом делают вид, будто это происходит не из особого уважения к
умершему и к смерти. Но они считают неблаговидным прежде всего осведомляться о
цене на самый дешевый памятник; а если потом все же выберут его — тогда другое
дело.
Я тут ни при чем, но этот кусок камня стоит сто тысяч марок. Она испуганно
смотрит на меня усталыми глазами.
— Мы не можем купить такой дорогой, он стоит гораздо больше, чем…
Конечно, больше, чем то, что у них осталось.
— Возьмите вот этот маленький, — предлагаю я, — или просто могильную плиту, а
не камень. Видите, вон такую, она стоит всего тридцать тысяч марок и очень
красивая. Ведь вы просто хотите знать, где покоится ваш муж, и плита ничем не
хуже камня.
Она разглядывает плиту из песчаника.
— Да… Но…
У нее, вероятно, не хватает денег, чтобы заплатить за квартиру, и все-таки ей
не хочется покупать самый дешевый памятник — как будто бедняге мужу теперь не
все равно. Если бы она раньше отнеслась к нему более чутко и меньше хныкала
вместе с дочкой, он, может быть, еще жил бы на свете.
— Мы можем позолотить надпись, — замечаю я, — это придаст плите очень почтенный
и благородный вид.
— А за надпись надо платить отдельно?
— Нет, она входит в общую стоимость надгробия.
Я сказал неправду. Но ничего не могу с собой поделать: уж очень эта женщина в
своем черном платье похожа на жалкого воробья. Если она теперь пожелает
написать длинное изречение из Библии — я сел в лужу: высечь его стоило бы
дороже, чем вся плита. Но она хочет только, чтобы написали имя, фамилию и даты:
1885–1923.
Она вытаскивает из сумки когда-то измятые банкноты, которые, как видно, были
потом тщательно разглажены и связаны в пачки. Я глубоко вздыхаю — плата
авансом! Давно уж этого у нас не бывало. Она серьезно отсчитывает три пачки. У
нее почти ничего не остается.
— Тридцать тысяч, проверьте, пожалуйста.
— Незачем. Я вижу. Все верно.
Должно быть, верно. Она столько раз их пересчитывала.
— Я хочу вам кое-что сказать, — заявляю я. — Мы поставим вам, кроме того,
цементное обрамление. Могила выглядит тогда очень прилично, она как бы обведена
границей.
Женщина боязливо смотрит на меня.
|
|