|
а личности.
Когда я говорю о галлюцинациях, не следует понимать это слово в его
обычном значении. Очень существенно отличие чистой галлюцинации, которую
приходится так часто наблюдать врачам, от той галлюцинации - вернее, обмана
чувств - которая наблюдается под воздействием гашиша. В первом случае
галлюцинация появляется неожиданно и фатально и отличается законченностью;
притом, она не имеет причины в окружающих предметах, никакой связи с ними.
Больной видит образы, слышит звуки там, где их нет. Во втором случае
галлюцинация развивается постепенно, вызывается почти произвольно и
достигает законченности только работой воображения. Притом, она всегда
мотивированна. Музыкальный звук будет говорить, произносить очень отчетливые
вещи, но сам звук все-таки существует в действительности. Пьяный глаз
человека, принявшего гашиш, увидит странные вещи; но прежде чем они
сделались странными и чудовищными, он видел эти вещи простыми и
естественными. Сила и кажущаяся реальность галлюцинации при опьянении
гашишем нисколько не противоречит этому основному различию. Последняя
возникает m` почве окружающей среды и данного времени, первая же независима
от них.
Для более полного представления об этой кипучей работе воображения,
этом созревании галлюцинации, этом неустанном поэтическом творчестве, на
которое обречен мозг, отравленный гашишем, я расскажу еще один случай. Тут
мы имеем дело не с праздным юношей и не с литератором: это рассказ женщины,
женщины немолодой, любознательной и легко возбудимой; уступив желанию
познакомиться с действием яда, она описывает другой женщине одно из главных
своих видений. Я передаю ее рассказ дословно:
"Как ни удивительны, как ни новы ощущения, испытанные мною во время
этого безумия, Которое длилось двенадцать часов (двенадцать или двадцать?
этого я, собственно, не знаю),-я никогда больше не вернусь к ним. Духовное
возбуждение слишком сильно, усталость, следующая за ним, слишком велика; и,
говоря откровенно, я нахожу в этом ребячестве много преступного. Но я
уступила любопытству; и притом, это было безумие, совершенное сообща, в доме
старых друзей, среди которых я не боялась немножко унизиться в своем
достоинстве. Прежде всего, вы должны знать, что этот проклятый гашиш -крайне
коварное вещество; иногда вам кажется, что вы уже освободились от действия
яда, но это самообман. Периоды успокоения чередуются с приступами
возбуждения. И вот, около десяти часов вечера я находилась в одном из таких
периодов просветления; мне казалось, что я освободилась от этого избытка
жизни, который доставил мне, правда, много наслаждений, но который внушал
мне какое-то беспокойство и страх. Я с удовольствием села ужинать, чувствуя
себя изнуренной, как после долгого путешествия; до этого я из осторожности
воздерживалась от пищи. Но еще до окончания ужина безумие снова овладело
мною, как кошка мышью, и наркотик снова стал играть моим несчастным мозгом.
Хотя дом мой находился недалеко от замка моих друзей, и их коляска была к
моим услугам, я чувствовала такую властную потребность отдаться грезам,
отдаться этому неудержимому безумию, что с радостью приняла их предложение
переночевать у них. Вы знаете этот замок; вы знаете, что в нем
отремонтированы и заново отделаны в современном стиле те помещения, в
которых живут владельцы: но необитаемая половина замка осталась совершенно
нетронутой, со всей своей Ветхой обстановкой в старинном стиле. Мне
предложили приготовить для меня спальню в этой части замка, и выбор мой
остановился на одной маленькой комнатке вроде будуара, немного поблекшего и
старого, но тем не менее очаровательного. Я попытаюсь, насколько возможно,
описать вам эту комнату -для того, чтобы вы могли понять те странные
видения, которые овладели там мною и не покидали меня всю ночь, пролетевшую
для меня незаметно.
Будуар этот маленький и очень узкий. Потолок, начиная от карниза,
закругляется в виде свода; стены покрыты длинными, узкими зеркалами, а между
ними - панно с пейзажами, написанными в небрежном стиле декораций. На высоте
карниза, на всех четырех стенах, изображены различные аллегорические фигуры
- одни в спокойных позах, другие бегущими или летящими. Над ними яркие птицы
и цветы. Позади фигур изображена решетка, поднимающаяся и округляющаяся по
своду потолка. Сам потолок позолочен. Все промежутки между a`cer`lh и
фигурами покрыты золотом, а в центре потолка золото прорезывается только
переплетом мнимой решетки. Как видите, это походит на очень богатую клетку,
прекрасную клетку для какой-нибудь птицы. Прибавлю еще, что ночь была
чудесная, прозрачная и ясная, а луна светила так ярко, что, потушив свечу, я
очень ясно видела всю эту декорацию, и видела не при свете моего
воображения, как вы могли бы подумать, а именно при свете этой дивной ночи,
и лунный свет скользил по этой нежной ткани из золота, зеркал и пестрых
красок.
Прежде всего я была очень удивлена, увидев вокруг себя огромные
пространства: то были чистые, прозрачные реки и зеленые ландшафты,
отражающиеся в спокойной воде. Вы догадываетесь, конечно, что это была игра
картин, отраженных зеркалами. Когда я подняла глаза, я увидела заходящее
солнце: оно напоминало остывающий расплавленный металл. Это было золото
потолка; но решетка вызывала во мне представление о том, будто я нахожусь в
клетке или в доме, открытом со всех сторон, с видом на бесконечные равнины,
от которых меня отделяют лишь прозрачные сетчатые стены моей великолепной
тюрьмы. Вначале я рассмеялась над этой иллюзией, но чем больше я
всматривалась, тем больше усиливались чары, тем больше естественности,
ясности и навязчивой реальности приобретало видение. Теперь идея заключения
возобладала в моем мозг
|
|