Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Проза :: Европейская :: Франция :: Альфред де Мюссе - Исповедь сына века
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-
 
 на  своем  пути,  проносясь  через  мир.  Короли  ощутили,  как
закачались их короны, и, схватившись за голову,  нащупали  только  волосы,
вставшие дыбом от  безумного  страха.  Папа  проделал  триста  лье,  чтобы
благословить Наполеона именем бога и возложить на  его  голову  венец,  но
Наполеон вырвал венец из его рук. Так трепетало все в этом зловещем лесу -
старой Европе. Затем наступила тишина.
   Говорят, что при встрече с разъяренной собакой надо спокойно, не  теряя
присутствия духа, медленно, не оборачиваясь,  идти  вперед.  Тогда  собака
будет некоторое время следовать за вами с глухим рычаньем и отойдет прочь.
Если же у вас вырвется жест испуга, если вы хоть слегка ускорите шаг,  она
накинется на вас и растерзает, ибо после первого  ее  укуса  спастись  уже
невозможно.
   В европейской истории нередко бывали случаи, когда какой-нибудь  монарх
делал этот жест испуга и был растерзан своим  народом.  Однако  его  делал
лишь один из монархов, а не все одновременно, другими  словами  -  исчезал
король, но не королевская власть. При появлении  Наполеона  этот  пагубный
жест сделала вся королевская власть, и не только  королевская  власть,  но
религия, аристократия - все власти, божеские и человеческие, сделали  этот
жест.
   Когда Наполеон умер, власти божеские  и  человеческие  были  фактически
восстановлены,  но  вера  в  них  исчезла  навсегда.  Существует  страшная
опасность  -  осознать  возможность  какой-либо  вещи,   ибо   ум   всегда
заглядывает вперед. Одно дело сказать  себе:  "Так  бывает".  Другое  дело
сказать: "Так было". Это первый укус собаки.
   Деспот Наполеон был последней вспышкой пламени деспотизма. Он уничтожил
королей и пародировал их, как Вольтер  пародировал  священное  писание.  И
затем раздался страшный грохот: это  обрушился  на  старый  мир  камень  с
острова св.Елены. Леденящее светило разума сейчас же зажглось  в  небе,  и
лучи его, похожие на негреющие лучи холодной богини ночи, окутали  бледным
саваном весь мир.
   Разумеется, и до того были люди, ненавидевшие  аристократов,  бранившие
духовенство, составлявшие заговоры против королей;  разумеется,  и  прежде
люди возмущались злоупотреблениями и восставали  против  предрассудков,  -
великой новостью было то, что теперь народ  смеялся  над  всем  этим.  При
встрече с дворянином, священником или государем крестьяне, участвовавшие в
войне, говорили, пренебрежительно покачивая головой: "Ах, этого мы  видели
в другие времена, и у него была тогда совсем другая физиономия".  Когда  с
ними заговаривали о  троне  или  об  алтаре,  они  отвечали:  "Это  четыре
деревянных доски,  мы  их  сколачивали,  мы  же  и  разбивали  их".  Когда
говорили: "Народ, ты понял свои заблуждения, ведь ты обратился к королям и
к церкви", - "Нет, - отвечали они, - это не мы, это те болтуны". Когда  же
говорили: "Народ, забудь прошлое, обрабатывай землю и  повинуйся",  -  они
выпрямлялись во весь рост, и раздавался глухой  звук.  То  гудела  в  углу
хижины  заржавленная  и  зазубренная  сабля.  Тогда   говорившие   спешили
добавить: "По крайней мере сиди смирно, не пытайся  причинить  вред  и  не
трогай никого, пока не трогают тебя". Увы! Народ довольствовался этим.
   Но молодежь этим не довольствовалась. В человеке несомненно  живут  две
тайные  силы,  которые  борются  между  собой  до  самой   смерти:   одна,
прозорливая  и  холодная,  придерживается  действительности,   обдумывает,
взвешивает ее и судит прошлое; другая жаждет  будущего  и  устремляется  к
неизвестному. Когда страсть побеждает человека, рассудок следует  за  ним,
рыдая, и предупреждает об опасности, но как  только,  послушавшись  голоса
рассудка, человек остановится, как только он скажет себе: "Это  правда,  я
безумец, куда я шел?", страсть крикнет ему: "А я? Значит,  я  обречена  на
смерть?"
   Итак, ощущение неизъяснимого беспокойства начинало бродить во всех юных
сердцах. Осужденные властителями мира на бездействие, праздность и  скуку,
отданные во власть всякого рода тупых педантов, юноши видели, как пенистые
волны, для борьбы с которыми они  уже  напрягли  свои  мускулы,  отступают
перед ними. Все эти гладиаторы, приготовившиеся  к  бою,  в  глубине  души
ощущали невыносимую тоску. Наиболее состоятельные сделались  распутниками.
Юноши  с  ограниченными   средствами,   смирившись,   поступили   кто   на
гражданскую, кто на военную службу.  Самые  бедные  отдались  рассудочному
энтузиазму, трескучим фразам, пустились в ужасное  море  деятельности,  не
имеющей цели. Так  как  сознание  собственной  слабости  заставляет  людей
искать общения  с  другими  людьми  и  они  от  природы  наделены  стадным
инстинктом,  то  дело  не  обошлось  без  политики.  Вступали  в  драку  с
солдатами, охранявшими вход  в  законодательную  палату;  бежали  смотреть
пьесу, в которой Тальма носил парик, придававший ему сходство  с  Цезарем;
неистовствовали на похоронах  депутата-либерала.  Но  среди,  членов  двух
противных партий не было ни  одного  человека,  который,  придя  домой,  с
горечью не ощутил бы пустоты своего существования и бессилия своих рук.
   В то время как внешняя жизнь общества была столь бесцветна и  ничтожна,
внутренняя  его  жизнь  тоже  представляла  мрачную  картину.   Величайшее
лицемерие  господствовало  в  нравах.  Английские  идеи,  соединившись   с
ханжеством, убили всякую веселость. Быть может, то было  знамение  Судьбы,
уже готовившей свои новые пути, быть может, ангел  -  предвестник  будущих
общественных союзов -  уже  сеял  в  сердцах  женщин  семена  человеческой
независимости, которую им предстояло потребовать в дальнейшем.  Несомненно
одно, что во всех салонах Парижа - неслыханная вещь! - мужчины  и  женщины
разделились на две группы и - одни  в  белом,  как  невесты,  а  другие  в
черном, как си
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-