|
архитектурные рельефы со светотенью и перспективой. Здесь
смутно можно было различить также ряд Атлантов, поддерживавших
карниз на консолях, откуда ниспадал орнамент из виноградных
листьев и лоз в виде арки, за которой проглядывало выцветшее
небо, а на нем - неведомые острова, нанесенные подтеками от
дождей. Между Атлантами в нарисованных нишах красовались бюсты
римских императоров и других исторических личностей, вовсе это
было до того смутно, блекло, истерто, испорчено, что
представлялось не настоящей, а призрачной живописью, о которой
нужно рассказывать тенями слов взамен обычной человеческой
речи, слишком плотской для нее. Казалось, эхо этой пустынной
лестницы с удивлением отзывается на шум шагов.
Дверь, обитая линялой зеленой материей, висевшей клочьями
на гвоздях с облезлой позолотой, открывалась в залу, которая,
по-видимому, служила столовой в те легендарные времена, когда в
этом безлюдном доме еще вкушали пищу. Потолок был перерезан
пополам толстой балкой, от которой в обе стороны полосами
отходили фальшивые брусья, а промежутки когда-то были окрашены
в голубой цвет, ныне затянутый слоем пыли и паутины, добраться
же щеткой на такую высоту явно никто не пытался. Над старинным
камином оленья голова раскинула свои ветвистые рога, а по
стенам с закопченных полотен смотрели воины в кирасах, - шлем
был рядом, на столе, или в руках у пажа, - со жгуче-черными
живыми глазами на мертвых лицах, вельможи в мантиях с круглым
крахмальным воротником, на котором голова покоилась, как
покоятся отсеченные главы Иоанна Крестителя на серебряных
блюдах; почтенные матроны в старомодных нарядах пугали своей
мертвенной бледностью; из-за пожухлых красок они превратились в
ламий, вампиров и оборотней. Грубая мазня провинциальных
живописцев придавала этим портретам особенно жуткий и зловещий
вид. Некоторые были без рам, другие окаймлены потускневшим и
порыжевшим золотым багетом. В углу каждого портрета имелся
фамильный герб и был обозначен возраст оригинала; но,
независимо от эпохи, особой разницы между ними не замечалось;
на всех полотнах, потемневших от лака и покрытых слоем пыли,
свет был желтый, а тени черные, как уголь; два-три портрета от
плесени и цвели приобрели окраску разлагающихся трупов,
наглядно доказывая полное равнодушие к изображению своих
славных предков со стороны последнего отпрыска этого знатного и
доблестного рода. Вечером при зыбком свете ламп немые и
неподвижные образы, должно быть, превращались в страшные и
смешные привидения.
Ничего нет печальнее, чем забытые портреты в пустынных
покоях, полустертые воспроизведения тех форм, что давно
распались под землей.
Но в таком виде эти рисованные призраки вполне подходили к
печальному безлюдию замка. Обитатели из плоти и крови
показались бы чересчур живыми для этого мертвого дома.
Середину залы занимал стол почерневшего грушевого дерева,
с витыми ножками, наподобие колонн Соломонова храма, в которых
древоточцы пробуравили множество отверстий, не встречая помех в
своих скрытных трудах. Серый налет, на котором можно было
чертить вензеля, покрывал доску стола, из чего явствовало, что
обедают за ним не часто.
Два поставца или буфета того же дерева с резьбой,
приобретенные, по всей вероятности, вместе со столом во времена
процветания, стояли на противоположных концах залы; фарфоровые
щербатые вазы, разрозненные бокалы, несколько керамических
фигурок работы Бернара Палисси, изображающих змей, рыб, крабов
и раковины, покрытые глазурью по зеленому полю, служили убогим
украшением пустых полок.
Бархатная обивка пяти-шести стульев, в прошлом, возможно,
пунцовая, от времени и употребления стала рыжей, из дыр ее
торчал волос, а сами стулья хромали на непарных ногах, как
разностопные стихи или покалеченные вояки, бредущие восвояси
после сражения. Пожалуй, только бесплотный дух мог без большого
риска усесться на такой стул, да и употреблялись они, должно
быть, лишь в тех случаях, когда предки, выходя из облупленных
рам, рассаживались вокруг пустого стола и за воображаемым
ужином в долгие зимние ночи, столь благоприятные для дружеской
встречи привидений, вели беседы об упадке своего славного рода.
Из этой залы был ход в другую, несколько меньшую. Здесь
стены были украшены фландрскими шпалерами. Но не надо при этом
представлять себе несообразное с окружающим роскошество, -
шпалеры были протертые, изношенные, выцветшие, и полотнища
расползались по всем швам, держась на стенах только считанными
нитями и силой привычки. Слинявшие деревья были желтыми с одной
стороны и синими с другой. Цапля, стоящая на одной ноге посреди
тростника, порядком пострадала от моли. Фламандскую ферму с
колодцем, увитым хмелем, почти уже нельзя было различить, а на
|
|