Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Поэзия :: Поэзия Азии :: Японская поэзия :: Хокку :: Алексей Андреев - ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
носит часть танки - а другой  должен вспомнить  или
самостоятельно   придумать   вторую   половинку.  Например,  один
произносит такой зачин:
 
                        Ой цветет калина
                        в поле у ручья!...
 
     А другой подхватывает:
 
                        Парня молодого
                        полюбила я!!!
 
     Шучу, конечно.  Но  на  самом деле все так и происходило - с
поправкой на японский язык.  Я уверен,  что порывшись в  японских
антологиях, дотошный  исследователь  может  найти древние танки и
про калину  у  ручья,  и  про  клен  заледенелый,  и  про сережку
ольховую...  Но это - отдельная тема,  вернемся к  нашим  танкам.
Хорошие  примеры  вышеописанной  игры  можно  найти в "Записках у
изголовья" Сей-Сенагон.
 
     Позже поэтическая   игра  усложняется.  Играющие  продолжают
дописывать стихотворение,  на  каждом  шаге  используя  последнее
звено последней танки как начало для новой: один пишет трехстишие
(3),  другой  добавляет  две  строки  (2) - получилась танка 3-2;
следующий добавляет еще одно трехстишие (3) - новая танка 2-3,  и
так   далее;   получается  цепочка  3-2-3-2-...  На  каждом  шаге
происходит "сдвиг  точки  зрения"  -  как  если  бы  некто  делал
фотографии, чуть поворачиваясь после каждого кадра:
 
 
                   . . . . . . . . . .
 
                 Здесь как на чудо глядят
                 На серебряную монету -
                 Глухая харчевня в горах.
 
                                         Басе
 
                      Вот уж совсем не к месту -
                      У парня длинный кинжал!
 
                                         Керай
 
                Вдруг выпрыгнет в темноте
                Вспугнутая лягушка
                Из чащи спутанных трав.
 
                                         Бонте
 
                     Сбиравшая травы женщина
                     Роняет из рук фонарь.
 
                                         Басе
 
 
                . . . . . . . . . . . . .
 
                                        (пер. В.Марковой)
 
     Этот вид  игры,  напоминающей буриме,  называется "хайкай-но
рэнга" (что-то  типа  "игра  в цепочку"). Впоследствии  для рэнги
разрабатываются  специальные,  иногда  довольно  сложные  правила
"сцепления".  Очень  важным  для  игры  является выбор "начальной
строфы" (трехстишие-хокку),  которая во многом определяет тему  и
настроение  всей  рэнги.  Происходят конкурсы на лучшее хокку,  и
постепенно  написание  этих   отдельных   трехстиший   становится
самостоятельным   жанром  -  хайку.  Появление  хайку  как  жанра
связывают с именем Мацуо Басе (1644-1694). 

Кстати, в русской  литературе из-за  знакомства  читателей лишь с 
классическими  трехстишиями  прочно   укрепился  термин   "хокку", 
который   не  совсем  верно  применять,   говоря  о   современных  
"отдельных   трехстишиях".   Кроме  чисто  формального  различия, 
установленного с введением в XIX веке термина "хайку", существуют 
и более глубокие внутренние признаки,  отличающие хокку от хайку. 
Например,  классические хокку  содержат что-то вроде приветствия: 
составление цепочек-ренга обычно происходило в каком-то священном 
месте  или  в  доме  уважаемого  человека,  и  "начальная строфа" 
отражала этот факт,  намекая  на историю места или гостеприимство 
хозяина дома. В отдельных трехстишиях-хайку это не требовалось.  


 
..................................................................
 
    
2. Форма.
     
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-