|
Алексей Андреев
ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?
0. Предисловие
1. Происхождение: танка и рэнга,
хокку и хайку
2. Форма хайку: строки, слоги,
разделительное слово, перевод
3. Образ хайку:
3.1. Сезонное слово (киго)
3.2. Соположение
3.3. "Эффект недостроенного моста":
отличия от западной поэзии
3.4. Концентрированная поэзия
4. Сенрю: юмор в хайку
5. Хайбун: хайку в прозе
6. Визуальные эффекты в хайку
0. Предисловие
Эта статья несколько раз публиковалась на английском на
Shiki Mailing List, играя там роль постояннорастущего пособия-FAQ
(ответы на Часто Задаваемые Вопросы). Автор благодарит всех
участников этого сетевого семинара, чьи комментарии помогли при
создании новой, улучшенной и дополненной версии. Новые
комментарии, как всегда, приветствуются: lexa (sobaka) eva.ru
Эта статья прежде всего является руководством для пишущих
поэтов; но ее не стоит рассматривать как точную "инструкцию" по
производству стихов. Скорее это конспект студента, который
набросал кое-что для себя во время посещения семинара, а потом
дал почитать проспавшим товарищам.
В статье в качестве примеров использованы как классические
японские трехстишия, так и современные стихи, написанные в других
странах (в частности, хайку самого автора). Это сделано нарочно,
для того чтобы устранить возникающее у читателей ощущение
удаленности - по времени и пространству - от авторов, что
часто приводит к ощущению удаленности по духу; последнее может
привести к мысли, что современный неяпонский поэт не может писать
хайку. А такая мысль мне не нравится. Тем более здесь, в
Интернете.
С другой стороны, я заранее предупреждаю, что здесь дано
*общее* определение хайку - с учетом основных *классических*
правил, а также *некоторых* современных идей. На самом деле
сейчас существует огромное количество различных школ хайку - как
в Японии, так и в других странах. Некоторые школы построены на
приципах, значительно отличающихся от *классических*. Обзор всех
этих отдельных школ выходит за рамки данной статьи.
.................................................................
1. Происхождение: танка и рэнга, хокку и хайку.
В средние века одним из наиболее популярных литературных
жанров в Японии является танка ("короткая песня"). Как правило,
это пятистишие, состоящее из двух строф с определенным
количеством слогов: 5-7-5 слогов в трех сторках первой строфы, и
7-7 в двух строках второй строфы. Что касается содержания, в
часто используется следующая схема: одна строфа представляет
определенный природный образ, другая описывает "резонирующее" с
этим образом чувство (ощущение) человека:
В глухих далеких горах
Фазан длиннохвостый дремлет -
Долог хвост у фазана.
Эту долгую-долгую ночь
Ужели мне спать одному?
Какиномото-но Хитомаро,
кон. VII - нач. VIII в.
(пер. В.Сановича)
Искусство танка достигает особого расцвета в эпоху Хэйан
(794-1192 г.) Большой популярностью среди знати пользуются
диалоги в танках, а также поэтические игры, в которых один из
играющих прои
|
|