|
Не без внутреннего волнения выпускаю я в свет предлагаемую работу. Мысли,
высказанные в ней, сложились в моем сознании уже более 10 лет тому назад. С тех
пор я много разговаривал на эти темы с разными людьми, желая либо проверить
себя, либо убедить других. Многие из этих разговоров и споров оказались весьма
полезными для меня, так как заставили меня более детально продумать и углубить
мои мысли и аргументы. Но основные мои положения остались без изменения.
Конечно, случайными разговорами ограничиться была невозможно, и для того, чтобы
проверить правильность защищаемых мною мыслей, их надо было подвергнуть более
широкому обсуждению, т.е. опубликовать их. Этого я до сих пор не сделал. Не
делал же я этого потому, что особенно первое время из многочисленных разговоров
я вынес впечатление, что большинство людей, с которыми приходилось встречаться,
просто не понимают моих мыслей. И не понимают не потому, чтобы я выражался
неудобопонятно, а потому, что для большинства европейски образованных людей эти
мысли почти органически неприемлемы, как противоречащие каким-то непоколебимым
психологическим устоям, на которых покоится европейское мышление. Меня считали
любителем парадоксов, мои рассуждения - оригинальничаньем. Нечего и говорить,
что при таких условиях спор утрачивал для меня всякий смысл и пользу, ибо спор
может быть продуктивен лишь тогда, когда обе стороны взаимно понимают друг
друга и говорят на одном языке. А т.к. я в то время встречал почти
исключительно непонимание, то я не считал своевременным обнародование своих
мыслей, выжидая более благоприятного момента. Если же теперь я все-таки решаюсь
выступить печатно, то это потому, что за последнее время я, среди своих
собеседников, все чаще и чаще встречаю не только понимание, но и согласие с
моими основными положениями. Оказывается, что многие уже пришли к тем же
выводам, что и я, совершенно самостоятельно. Очевидно, в мышлении многих
образованных людей произошел некоторый сдвиг. Великая война, а особенно
последовавший за нею "мир", который и до сих пор приходится писать в кавычках,
поколебали веру в "цивилизованное человечество" и раскрыли глаза многим. Мы,
русские, конечно находимся в особом положении. Мы были свидетелями того, как
внезапно рухнуло то, что мы называли "Русскою культурой". Многих из нас
поразила та быстрота и легкость, с которой это совершилось, и многие задумались
над причинами этого явления. Быть может, предлагаемая брошюра поможет кое-кому
из моих соотечественников разобраться в своих собственных размышлениях по этому
поводу. Некоторые мои положения можно было бы обильно иллюстрировать примерами
из русской истории и русской действительности. От этого изложение стало бы,
может быть, занимательнее и живее. Но ясность общего плана от таких отступлений,
конечно, пострадала бы. А между тем, предлагая читателю сравнительно новые
мысли, я более всего дорожил тем, чтобы представить их в наиболее ясной и
последовательной форме. К тому же мои размышления касаются не только русских,
но и всех других народов, так или иначе воспринявших европейскую культуру, не
будучи сами ни романцами, ни германцами по происхождению. И если я выпускаю
свою книгу в свет на русском языке, так это просто потому, что своя рубашка
ближе к телу, и что для меня более всего важно, чтобы мои мысли были восприняты
и усвоены именно моими соотечественниками.
Предлагая свои мысли вниманию читателей, я тем самым желал бы поставить перед
этими читателями проблему, которую каждый должен разрешить для себя лично. Одно
из двух. Или защищаемые мною мысли ложны, - но тогда их нужно опровергнуть
логически, или эти мысли истинны - но тогда надо сделать из них практические
выводы.
Признание правильности тех положений, которые изложены в настоящей брошюре,
обязывает всякого к дальнейшей работе. Приняв эти положения, их надо развить и
конкретизировать в приложении к действительности, пересмотреть с этой точки
зрения целый ряд вопросов, выдвинутых и выдвигаемых жизнью. "Переоценкой
ценностей" так или иначе заняты сейчас очень многие. Для тех, кто примет
защищаемые мной положения, эти последние явятся одним из указаний на то
направление, в котором должна вестись эта переоценка. Не подлежит сомнению, что
та работа, как теоретическая, так и практическая, которая вытекает из принятия
основных положений, должна быть работой коллективной. Бросить определенную
мысль, поднять известное знамя - может один. Но разрабатывать целую систему,
основанную на этой мысли, прилагать эту мысль на практике - должны многие. К
этой-то коллективной работе я и призываю всех тех, кто разделяет мои убеждения.
Что такие люди есть, - в этом я убедился, благодаря нескольким случайным
встречам. Им нужно только сплотиться для дружной совместной работы. И если моя
брошюра послужит толчком или средством к этому объединению, я буду считать свою
цель достигнутой.
С другой стороны известные моральные обязательства возлагаются и на тех, кто
отвергнет мои положения, как ложные. Ведь если защищаемые мною мысли
действительно ложны, то они вредны и нужно постараться опровергнуть их; а т.к.
(смею надеяться) доказаны они логически, то не менее логически они должны быть
и опровергнуты. Эго необходимо сделать ради спасения от заблуждения тех, кто в
эти мысли поверил. Сам автор, без всякого сожаления, навсегда отбросит от себя
эти неприятные, беспокойные мысли, которые уже более 10-ти лет преследуют его,
если только кто-нибудь логически докажет ему, что они не верны.
I
Позиции, которые может занять каждый европеец по отношению к национальному
вопросу, довольно многочисленны, но все они расположены между двумя крайними
п
|
|