|
из элементов врожденных и
благоприобретенных.
2. Среди черт врожденной психики надо различать черты индивидуальные, семейные,
племенные, расовые, общечеловеческие, общемлекопитающие и общеживотные.
3. Благоприобретенные черты стоят в зависимости от среды, в которой вращается
данный субъект, от традиции его семьи и социальной группы, и от культуры его
народа.
4. В самом раннем детстве вся психика состоит исключительно из черт врожденных;
с течением времени к ним присоединяются все в большей степени черты
благоприобретенные, причем некоторые из врожденных черт вследствие этого
затушевываются или вовсе исчезают.
5. В психологии каждого человека нам непосредственно понятны и доступны только
те черты, которые общи у него с нами.
Из этих положений следует, что когда два человека, принадлежащие к совершенно
одинаковой среде и воспитанные в совершенно одинаковых культурных традициях,
встречаются друг с другом, они оба понимают друг в друге почти все черты
психики, т.к. все эти черты, за исключением некоторых врожденных индивидуальных,
у них обоих общие. Но, когда друг с другом встречаются два человека,
принадлежащие к двум совершенно различным культурам, совершенно не похожим одна
на другую, то каждый из них в психике другого усмотрит и поймет лишь некоторые
врожденные черты, а благоприобретенных не поймет, и, может быть, не заметит
вовсе, ибо в этой области между двумя встретившимися нет ничего общего. Чем
больше отличается культура наблюдателя от культуры наблюдаемого, тем меньше
черт благоприобретенной психики первый воспринимает во втором, и тем больше
психология этого наблюдаемого будет представляться наблюдателю состоящей
исключительно из врожденных черт. Но психика, в которой врожденные черты
преобладают над благоприобретенными, всегда производит впечатление элементарной.
Всякую психику можно представить себе, как некоторую дробь, в которой
числитель есть общая сумма доступных нашему восприятию врожденных черт, а
знаменатель - общая сумма черт благоприобретенных: эта психика будет казаться
тем более элементарной, чем дробь меньше (т.е. чем отношение знаменателя к
числителю больше). Из приведенных выше положений 3-го и 5-го явствует, что
дробь будет тем меньше, чем больше отличается культура и социальная среда
наблюдаемого от культуры и социальной среды наблюдателя.
Т.к. "дикари" суть, иначе говоря, те народы, которые, по своей культуре и по
своему быту, сильнее всего отличаются от современных европейцев, то ясно, что
их психика должна представляться европейцам исключительно элементарной; но из
всего предшествующего ясно также и то, что это впечатление должно быть взаимным.
Представление о "дикарях", как о "взрослых детях", основано на этом оптическом
обмане. Мы воспринимаем в психологии дикаря только черты врожденной психики,
ибо только эти черты у нас с ним общие (положение 5), благоприобретенные же
совершенно чужды и непонятны нам, т.к. они основаны на его культурных традициях
(положение 3), совершенно отличных от наших; но психология, в которой
врожденные черты преобладают, а благоприобретенные почти отсутствуют, - есть
психология детская (положение 4). Потому-то "дикарь" и кажется нам ребенком. В
этом представлении играет роль также и другое обстоятельство. Если мы будем
сравнивать между собою психологию двух детей, маленького "дикаря" и маленького
европейца, то найдем, что в психическом отношении оба ребенка гораздо ближе
друг к другу, чем их отцы; у них еще нет благоприобретенных черт, имеющих
появиться позднее, зато у них много общих элементов, входящих в
общечеловеческую, общемлекопитающую и общеживотную психологию, а отличия,
вносимые расовой, племенной, семейной и индивидуальной психиками, не так велики.
С течением времени некоторая часть этого общего запаса врожденных черт будет
вытеснена или видоизменена благоприобретенными, а другая часть сохранится без
изменений. Но самые эти части у обоих сравниваемых субъектов будут различны. У
дикаря утратится А, а сохранится В, С, у европейца утратится В, сохранится А,
С; к этому присоединятся у дикаря благоприобретенные черты D, а у европейца -
благоприобретенные черты Е. Когда взрослый европеец встретится с взрослым
дикарем и станет наблюдать его, он найдет в психике дикаря части В, С, D. Из
этих частей D окажется для европейца совершенной чуждой и непонятной, т.к. эта
часть психики дикаря, как благоприобретенная, стоит в связи с культурой дикаря,
не имеющей ничего общего с европейской. Часть С является общей у взрослого
дикаря со взрослым европейцем, а потому вполне понятна для этого, последнего.
Что касается до части В, то ее в психике взрослого европейца нет, но этот
европеец помнит, что эта часть была у него в раннем детстве, и может наблюдать
ее и сейчас в психике детей своего народа. Таким образом, психика дикаря должна
представляться европейцу непременно, как смесь элементарных черт взрослой
психологии с чертами детскими. Нечего и говорить, что в таком же виде должны
представляться и дикарю психика европейца по тем же причинам.
Оптический обман, о котором мы только что говорили, является причиной и другого
явления, именно, того сходства, которое находят европейцы между психологией
дикаря и психологией животных. Выше мы сказали, что в психологическом отношении
маленький дикарь очень мало отличается от маленького европейца. Если мы к этим
двум младенцам прибавим еще молодое животное, то принуждены будем признать, что
между всеми этими тре
|
|