Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Луций Анней Сенека :: О блаженной жизни
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
ет щекотали  и  возбуждали?  Кто захочет совсем  отказаться  от  духа,
отдавшись телу?
     VI.  1.  Мне   возразят,  что  дух,  мол,  тоже  может   получать  свои
наслаждения.  Конечно,  может;  он  может сделаться  судьею  в  наслаждениях
роскоши и сладострастия,  он может  сделать своим содержанием то, что обычно
составляет   предмет  чувственного  удовольствия;  он  может  задним  числом
смаковать прошедшие наслаждения, возбуждаясь памятью уже угасших вожделений,
и предвкушать  будущие, рисуя  подробные картины,  так что пока  пресыщенное
тело  неподвижно  лежит  в настоящем, дух  мысленно  уже спешит  к  будущему
пресыщению.  Все это,  однако, представляется мне  большим  несчастьем,  ибо
выбрать  зло вместо  добра -  безумие. Блаженным  можно быть  лишь в здравом
рассудке,  но  явно не здоров стремящийся  к  тому, что  его губит. 2. Итак,
блажен тот, чьи суждения верны; блажен, кто доволен тем, что есть, и  в ладу
со своей судьбой; блажен тот, кому разум диктует, как себя вести.
     VII. 1. Те, кто  утверждает, будто высшее  благо именно в наслаждениях,
не  могут не видеть, что оно у них оказывается  не слишком  возвышенным. Вот
почему они  настаивают, что наслаждение неотъемлемо от  добродетели,  и  что
честная  жизнь не может не  быть приятной, а  приятная - также и честной. Я,
признаться,  не вижу,  каким образом  можно объединить вещи столь различные.
Умоляю,  объясните,  почему  нельзя  отделить  наслаждение  от  добродетели?
Видимо, раз  добродетель есть  источник  всех  благ,  из того же корня берет
начало и все  то, что вы любите и чего добиваетесь? Однако, если бы они и  в
самом деле были нераздельны, нам не приходилось бы встречать вещей приятных,
но позорных,  и, наоборот, вещей достойнейших, но трудных и достижимых  лишь
путем скорбей.
     2. Добавь к этому,  что жажда наслаждений доводит до позорнейшей жизни;
добродетель  же,  напротив,  дурной  жизни  не  допускает;  что   есть  люди
несчастные не из-за отсутствия наслаждений, а из-за их обилия, чего не могло
бы случиться,  если бы добродетель была непременной  частью наслаждения: ибо
добродетель  часто  обходится без удовольствия, но никогда не бывает  лишена
его совершенно.
     3. С какой стати вы связываете вещи столь несхожие  и даже более  того:
противоположные?   Добродетель   есть   нечто   высокое,  величестисннос   и
царственное;  непобедимое,  неутомимое;  наслаждение же  -  нечто низменное,
рабское, слабое и  скоропреходящее,  чей  дом в притоне  разврата и  любимое
место в  кабаке.  Добродетель ты встретишь в храме, на форуме, в  курии,  на
защите  городских  укреплений;  пропыленную,  раскрасневшуюся,  с  руками  в
мозолях.  Наслаждение чаще  всего шатается  где-нибудь возле бань и парилен,
ища  укромных  мест,  где  потемнее, куда  не заглядывает городская  стража;
изнеженное,  расслабленное,  насквозь  пропитанное  неразбавленным  вином  и
духами,   зеленовато-бледное   либо    накрашенное   и   нарумяненное,   как
приготовленный к погребению труп.
     4. Высшее благо бессмертно,  оно не бежит от нас и  не несет с собой ни
пресыщения, ни раскаяния: ибо верно направленная душа не кидается из стороны
в сторону, не отступает от  правил наилучшей жизни и  потому  не  становится
сама себе  ненавистна.  Наслаждение  же улетучивается в  тот самый  миг, как
достигает высшей  точки;  оно невместительно  и  потому быстро  наполняется,
сменяясь  тоскливым отвращением; после первого взрыва  страсти  оно умирает,
вялое  и  расслабленное.  Да  и как  может  быть надежным  то,  чья  природа
движение? Откуда возьмется устойчивость  (substantia) в  том,  что мгновенно
приходит  и  уходит, обреченное  погибнуть,  как  только  его  схватят,  ибо
увеличиваясь, оно иссякает, и с самого своего начала устремляется к концу?
     VIII. 1-Я бы сказал, что наслаждение не чуждо ни добрым, ни злым, и что
подлецы  получают не меньшее удовольствие  от  своих подлостей, чем  честные
люди  от  выдающихся подвигов. Вот  почему  древние учили стремиться к жизни
лучшей,  а не приятнейшей.  Наслаждение должно  быть не руководителем доброй
воли,  указывающим ей верное направление, а ее спутником. В руководители  же
нужно брать природу: ей подражает разум, с ней советуется.
     2. Итак,  блаженная жизнь есть то же самое, что жизнь согласно природе.
Что это  такое, я  сейчас  объясню:  если  все наши  природные способности и
телесные дарования мы станем бережно сохранять, но в то же  время не слишком
трястись над  ними,  зная, что они даны нам на один день и их  все  равно не
удержишь навсегда;  если  мы не  станем порабски служить им, отдавая  себя в
чужую власть; если все удачи и удовольствия, выпадающие на долю нашего тела,
займут   у   нас   подобающее  место,   какое   в  военном  лагере  занимают
легковооруженные и вспомогательные войска,  то есть будут подчиняться,  а не
командовать, - тогда все эти блага пойдут на пользу душе.
     3. Блажен муж, неподвластный растлению извне, восхищающийся лишь собою,
полагающийся лишь на собственный  дух и  готовый  ко всему;  его уверенность
опирается на знание, а его  знание- на постоянство; суждения его неизменны и
решения его не знают исправлений. Без слов  понятно, что подобный  муж будет
собранным и  упорядоченным, и  во всех. делах своих  будет велик, но не  без
ласковости.
     4.  Разум побуждается к исследованию раздражающими его чувствами. Пусть
так: у него ведь  нет другого двигателя, и только чувства дают  ему  толчок,
заставляя двинуться к истине. Но беря свое начало в чувственности, он должен
в  конце  вернуться  к  самому  себе. Точно  так  же  устроен  и  мир:  этот
всеобъемлющий  бог и правитель вселенной устремлен  вроде бы наружу,  однако
отовсюду вновь возвращается в самого себя. Так должна поступать и наша душа:
следуя своим чувствам, она достигнет с их помощью внешнего мира, но при этом
должна остаться госпожой и над собой, и над ними.
     5.  Именно таким  образом може
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-