Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
ыдно,  а еще в природе погрешающего, что он родствен мне --
не по крови и семени, а причастностью к разуму и  божественному
наделу.  И  что  ни от кого из них не могу я потерпеть вреда --
ведь в постыдное никто меня не ввергает. а на  родственного  не
могу  же  я  сердиться  или держаться в стороне от него, раз мы
родились для общего дела, как ноги и  руки,  как  ресницы,  как
верхний  ряд  зубов  и  ряд нижний. Так вот: противодействовать
другому противно природе, а негодовать  и  отвращаться  --  это
противодействие.
     2.  Что  бы  я  ни  был  такое -- все это плоть, дыханье и
ведущее. Брось книги, не дергайся -- не дано. Нет, как  если  б
ты уже умирал, пренебреги плотью; она грязь, кости, кровянистая
ткань, сплетение жил, вен, протоков. Посмотри и на дыханье: что
оно  такое?  дуновение, да и не постоянное, а то изрыгаемое, то
заглатываемое вновь. Ну а третье -- ведущее. Так  сообрази  вот
что: ты уже стар; не позволяй ему и дальше рабствовать и дальше
дергаться  в  необщественных  устремлениях,  а  перед судьбой и
дальше томиться настоящим или погружаться в грядущее.
     3. Что от богов, полно промысла; что от случая -- тоже  не
против  природы  или  увязано  и  сплетено с тем, чем управляет
промысл. Все течет -- оттуда; и тут же  неизбежность  и  польза
того мирового целого, которого ты часть. А всякой части природы
хорошо  то,  что  приносит  природа  целого и что ту сохраняет.
Сохраняют же мир превращения, будь то  первостихий  или  же  их
соединений.  Прими это за основоположения, и довольно с тебя. А
жажду книжную брось и умри  не  ропща,  а  кротко,  подлинно  и
сердечно благодарный богам.
     4.  Помни,  с  каких пор ты откладываешь это и сколько уже
раз, получив от богов отсрочку, ты не воспользовался ею. А пора
уж тебе понять, какого мира ты  часть  и  какого  мироправителя
истечение,  и  очерчен  у  тебя  предел времени; потратишь его,
чтобы так и не просветлиться душой -- оно уйдет, ты  уйдешь,  и
уж не придется больше.
     5.  С  мужеской, с римской твердостью помышляй всякий час,
чтобы делать то, что в руках у тебя, с надежной  и  ненарочитой
значительностью,  приветливо, благородно, справедливо, доставив
себе досуг от всех  прочих  представлений.  А  доставишь,  если
станешь  делать всякое дело будто последнее в жизни, удалившись
от всего случайного и не отвращаясь  под  влиянием  страсти  от
решающего  разума,  вдали  от притворства, себялюбия, неприятия
сопутствующих решений судьбы. Видишь, сколь  немногим  овладев,
можно  повести благотекущую и богоподобную жизнь -- ведь и боги
ничего больше не потребуют от того, кто это соблюдает.
     6. Глумись, глумись над собой, душа, только знай,  у  тебя
уж  не будет случая почтить себя, потому что у каждого жизнь --
и все. Та,  что  у  тебя,  --  почти  уже  пройдена,  а  ты  не
совестилась  перед собою и в душе других отыскивала благую свою
участь.
     7. Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? --  Ну  так
дай  себе  досуг  на то, чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее,
брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться  надо  и  другого
оборота:  ведь  глупец  и  тот,  кто  деянием заполнил жизнь до
изнеможения, а цели-то,  куда  направить  все  устремление,  да
разом и представление, не имеет.
     8.  Не  скоро приметишь злосчастного от невнимания к тому,
что происходит в душе другого; а те, кто не  осознает  движений
собственной души, на злосчастие обречены.
     9.  О  том  всегда помнить, какова природа целого и какова
моя, и как эта относится к той, и какой  частью  какого  целого
является,  а  еще  что никого нет, кто воспрещал бы и делать, и
говорить всегда сообразно природе, частью которой являешься.
     10. Сравнивая  погрешения,  Феофраст  хоть  и  делает  это
сравнение  по-обыденному,  однако по-философски утверждает, что
проступки, допущенные из вожделения, тяжелее тех, что от гнева.
Разве не явственно. что разгневанный отвращается  от  разума  с
некой  печалью,  втайне  сжимаясь;  тот  же,  кто  погрешает из
вожделения, сдавшись наслаждению, представляется как  бы  более
распущенным и вместе расслабленным в своих погрешениях. Так что
правильно  и  достойно  философии он утверждал, что погрешения,
совершенные   в   наслаждениях,   заслуживают   более   тяжкого
обвинения,  чем когда с печалью. И вообще, один похож скорее на
потерпевшего обиду и понуждаемого к гневу  печалью;  другой  же
прямо  с  места  устремляется  к  несправедливости, вожделением
увлекаемый к деянию.
     11. Поступать во всем, говорить  и  думать,  как  человек,
готовый  уже уйти из жизни. Уйти от людей не страшно, если есть
боги, потому что во зло они тебя не ввергнут. Если  же  их  нет
или  у них заботы нет о человеческих делах, то что мне и жить в
мире, где нет божества, где промысла  нет?  Но  они  есть,  они
заботятся  о  человеческих  делах  и  так  все  положили, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-