Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
очно;  а  в деле -- нет, все "в
пределах возможного". Не любишь ты себя, иначе любил бы и  свою
природу,  и  волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло -- сохнут
за  своим  делом,  неумытые,  непоевшие.  Ты,  значит,   меньше
почитаешь  собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку,
плясун  --  пляску,  серебро  --  сребролюбец,   тщеславие   --
честолюбец?  Ведь  эти,  когда  их  захватит страсть, ни еду не
предпочтут, ни сон -- только б  им  умножать  то,  к  чему  они
устремлены,   а   для  тебя  общественное  деяние  мелковато  и
недостойно таких же усилий?
     2. До чего же просто  оттолкнуть  и  стереть  всевозможные
докучливые или неподходящие представления и тут же оказаться во
всевозможной тишине.
     3.  Считай себя достойным всякого слова и дела по природе,
и пусть не трогает тебя последующая брань или молва,  а  только
то,  прекрасно  ли сделанное и сказанное -- не отказывай сам же
себе  в  достоинстве.  Потому  что  у  тех  свое   ведущее,   и
собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри
на  это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей --
у них обеих одна дорога.
     4. Шествую в сообразии с природой,  пока  не  упаду  и  не
упокоюсь;  отдам дыхание тому, чем дышу всякий день, а упаду на
то самое, из чего набрал мой отец семени, мать -- крови, молока
-- кормилица; чем  всякий  день  столько  уж  лет  объедаюсь  и
опиваюсь,   что  носит  меня,  попирающего  и  столько  раз  им
злоупотреблявшего.
     5. Остроте твоей они подивиться не могут -- пусть! Но ведь
есть много такого, о чем ты не скажешь: не дала природа. Вот  и
являй  себя в том, что всецело зависит от тебя: неподдельность,
строгость нрава, выносливость, суровость к  себе,  несетование,
неприхотливость,        благожелательность,       благородство,
самоограничение,  немногоречие,  величавость.   Не   чувствуешь
разве,  сколько  ты  мог  уже дать такого, где никакой не имеет
силы ссылка на бездарность и неспособность, а ты все  остаешься
на  месте  по собственной воле? или может быть из-за бездарного
устроения  ты  вынужден  скулить  и  цепляться,  подлаживаться,
жаловаться  на  немощь,  угождать, чваниться и столько метаться
душой? Нет же, клянусь богами! Ты давно мог уйти от этого; если
бы  и  тогда  осудили  тебя,  так  разве  что  за   тупость   и
неповоротливость.  Вот и надо стараться, не теряя это из виду и
не упиваясь своей вялостью.
     6. Иной, если сделает кому что-нибудь путное, не  замедлит
указать  ему, что тот отныне в долгу. Другой не так скор на это
-- он иначе, про себя помышляет о другом как о должнике, помня,
что ему сделал. А еще другой  как-то  даже  и  не  помнит,  что
сделал,  а подобен лозе, которая принесла свой плод и ничего не
ждет сверх этого. Пробежал конь, выследила  собака,  изготовила
пчела  мед,  а  человек  добро  --  и  не кричат, а переходят к
другому, к тому, чтобы, подобно лозе,  снова  принести  плод  в
свою  пору.  --  Значит,  надо  быть  среди тех, кто делает это
некоторым образом бессознательно? -- Именно. -- Но ведь как раз
это и надо  сознавать,  потому  что  свойственно  общественному
существу  чувствовать,  что  оно  действует  общественно,  и --
клянусь Зевсом -- желать, чтобы и другой это  почувствовал.  --
Верно  говоришь,  не схватил только, о чем сейчас разговор. Вот
ты и будешь из тех, о ком я упомянул сперва, ибо и тех увлекает
некая убедительность счета. А захочешь понять, о чем  разговор,
так  не  бойся,  --  вот  уж из-за чего ни одного общественного
деяния не упустишь.
     7. Молитва афинян: пролейся дождем,  милый  мой  Зевс,  на
пашню  афинял и на долины. Либо вовсе не молиться, либо вот так
-- просто и свободно.
     8. Как говорят, что  назначил  Асклепий  такому-то  конные
прогулки, холодные умывания или ходить босым, точно так скажем:
назначила  природа целого такому-то болезнь, увечье, утрату или
еще что-нибудь такое. Ибо и там это "назначить" имеет  примерно
такой  смысл:  назначил  такому-то  то-то  в соответствии с его
здоровьем,  и  здесь  то,  как   складываются   у   кого-нибудь
обстоятельства,  как  бы  назначено  ему  в  соответствии с его
судьбой. Мы говорим: "Так складываются у  нас  обстоятельства";
как  ремесленники  говорят, что складываются пригнанные камни в
стенах или пирамидах, когда они хорошо прилажены один к другому
в той или иной кладке. И так во всем -- один лад. И как из всех
тел составляется такое  вот  тело  мира,  так  из  всех  причин
составляется  такая  вот  причина-судьба.  То,  о чем я говорю,
знают и простые обыватели. Говорят же они: вот что принесла ему
судьба. А это ему принесла, значит это ему назначено. Примем же
это, как то, что назначено Асклепием. Ведь и там немало  бывает
горького,  а  мы  принимаем -- в надежде на здоровье. Так пусть
достижени
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-