|
ам
тщеславная праздность, сколько от недостатка подлинного понимания истории,
помогающего при чтении сочинений историков получать удовольствие и вместе с
тем
извлекать из них тот смысл, который они в себе содержат. Именно от
этого
проистекает то, что весьма многие читающие исторические сочинения с
интересом
воспринимают разнообразие описываемых в них происшествий, но нимало не
помышляют
о подражании им, полагая таковое подражание делом не только трудным, но
вовсе
невозможным, словно бы небо, солнце, стихии, люди изменили со времен
античности
свое движение, порядок и силу. Поэтому, желая избавить людей от
подобного
заблуждения, я счел необходимым написать о всех тех книгах Тита Ливия,
которые
не разорвала злокозненность времени, все то, что покажется мне необходимым
для
наилучшего понимания древних и современных событий, дабы те, кто прочтут сии
мои
разъяснения, смогли бы извлечь из них ту самую пользу, ради которой
должно
стремиться к познанию истории. Дело это, конечно, не легкое; тем не менее
с
помощью тех, кто побудил меня взять его на себя, я надеюсь продвинуться в
нем
так далеко, что преемнику моему останется уже немного дойти до положенной цели.
Глава II
СКОЛЬКИХ РОДОВ БЫВАЮТ РЕСПУБЛИКИ
И КАКОВА БЫЛА РЕСПУБЛИКА РИМСКАЯ
Я хочу не касаться в своих рассуждениях тех городов, которые с
самого
начала не были независимыми, и стану говорить лишь о таких, которые у
истоков
своих были далеки от рабского подчинения иноземцам и которые сразу
же
управлялись своей волей либо как республики, либо как самодержавные княжества.
Такого рода города имели различные основы, разные законы и строй. Некоторые
из
них еще при своем основании или же вскоре после него получали законы от
одного
человека, и притом сразу. Так, от Ликурга получили законы спартанцы. Другие,
как
Рим, получали их от случая к случаю, постепенно, в зависимости от обстоятельств.
Подлинно счастливой можно назвать ту республику, где появляется человек
столь
мудрый, что даваемые им законы обладают такой упорядоченностью, что,
подчиняясь
им, республика может, не испытывая необходимости в их изменении, жить спокойно
и
безопасно. Известно, что Спарта свыше восьмисот лет соблюдала свои законы,
не
извращая их и не переживая гибельных смут. Несколько менее счастлив город,
который, не обретя умного и проницательного устроителя, вынужден
устраиваться
сам собой. И уже совсем несчастен город, который еще дальше ушел от
прочного
строя, а дальше всего отстоит от него тот город, который во всех своих
порядках
совершенно сбился с правильного пути, способного привести его к истинной цели
и
совершенству. Почти невероятно, чтобы подобный город могли бы
выправить
какие-нибудь обстоятельства. Те же города, которые - пусть даже они и
не
обладают совершенным политическим строем -- имеют добрую основу, способную
к
улучшениям, могут при благоприятном стечении обстоятельств достичь совершенства.
Правда, однако, переустройства всегда связаны с опасностью, ибо
значительная
часть людей никогда не соглашается на новый закон, устанавливающий в
городе
новый порядок, если только необходимость не докажет им, что
|
|