Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Ницше :: Фридрих Ницше - Странник и его тень
 [Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
Фридрих Ницше
"Странник и его тень" 

Friedrich Nietzsche

      Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 3-х томах,
 том 2: "Странник и его тень", издательство "REFL-book", Москва, 1994.





      Тень: Давно не слышала я тебя, и потому, если хочешь, поговори со мною.
      Странник: Я слышу голос; но где? И чей? Мне кажется, я слышу самого себя, 
но этот голос слабее моего.
      Тень (немного спустя): Разве ты не рад случаю поговорить?
      Странник: Клянусь всем, во что не верю! Это говорит моя тень; я слышу это,
 но не верю.
      Тень: Предположим, что это так, и не будем больше об этом говорить; через 
час все пройдет.
      Странник: То же самое было со мной в Пизе, когда я увидел в лесу сначала 
двух, а потом пять верблюдов.
      Тень: Это хорошо, что мы одинаково снисходительны друг к другу, пока 
молчит рассудок; так не будем же досаждать друг друга, не станем теснить друг 
друга, когда слова противника будут непонятны. Если не знаешь, что ответить, то 
говори хоть что-нибудь. Под этим скромным условием, я всегда говорю с каждым. 
При слишком длинной беседе и самый мудрый бывает однажды дураком и трижды 
простаком.
      Странник: Твоя снисходительность не лестна для того, кому оказывается.
      Тень: Так не должна ли я льстить?
      Странник: Я думал, что человеческая тень - это его тщеславие; но ведь она 
бы не стала спрашивать: должна ли я льстить?
      Тень: Человеческое тщеславие, насколько я знаю, не спрашивает, можно ли 
ему говорить, а говорит всегда; а я спрашивала уже дважды.
      Странник: Теперь только понимаю я, моя милая тень, как неучтив был я с 
тобой; ведь я еще не обмолвился ни одним словом о том, как мне приятно не 
только видеть, но и слышать тебя. Ты должна знать, что я люблю тень не меньше 
света. Тень, как и свет, необходима для того, чтобы придать прелесть лицу, 
выразительность речи, доброту и твердость характеру. Они не противники, а 
скорей союзники, дружно идущие рука об руку; и когда исчезает свет, то 
пропадает и тень.
      Тень: И я так же, как и ты, ненавижу ночь, а люблю людей; ведь они 
апостолы света, и меня радует блеск в очах этих неутомимых исследователей и 
изобретателей, когда они исследуют или открывают что-нибудь. Та тень, которую 
отбрасывают все предметы при свете познания, - эта тень тоже я.
      Странник: Хотя ты и выражаешься несколько туманно, однако, я думаю, что 
понял тебя. Ты имеешь на это право: добрые друзья, в знак своего понимания 
употребляют туманные слова, загадочные для постороннего. И мы - добрые друзья; 
поэтому не надо больше предисловий! Сотни вопросов теснятся в моей душе, а 
время, предназначенное для твоих ответов, быть может, слишком коротко. 
Посмотрим же, в чем мы сходимся друг с другом.
      Тень: Но тени более боязливы, чем люди; надеюсь, ты не передашь никому о 
том, как разговаривали мы.
      Странник: Как разговаривали мы? Да хранит меня небо от длинно писанных 
диалогов! Если бы Платон увлекался меньше своими диалогами, то читатели 
находили бы в нем больше наслаждения. Разговор бывает занимателен, но в 
письменной передаче он похож на картину с ложными перспективами: все или 
слишком удлинено, или слишком укорочено. Однако я, быть может, и поделюсь тем, 
в чем мы сойдемся с тобой.
      Тень: Против этого я ничего не имею, так как в этих случаях все снова 
узнают твои взгляды, и никто не подумает о тени.
      Странник: Пожалуй, ты ошибаешься, мой друг! До сих пор люди признавали в 
моих взглядах не меня, а скорей мою тень.
      Тень: Как? Тень, а не свет? Возможно ли это?
      Странник: Ну, будь же серьезна, моя милая дурочка! Ведь уже первый мой 
вопрос потребует серьезного отношения.
 
1
      О древе познания. - Вероятность, а не истина, призрак свободы, а не 
свобода - вот те плоды, в силу различия которых нельзя смешивать древо познания 
с древом жизни.
2
      Мировой ум. - Что мир не мысль вечного разума, видно уже из того, что та 
часть мира, которую мы знаем (я говорю о нашем человеческом уме), не слишком 
разумна. Так как эта часть мира не всегда вполне мудра и разумна, то, очевидно, 
что это верно и относительно остального мира. Здесь заключение a minori ad 
majus, a parte ad totum - вполне правильно.
3
      "В начале было". - Прославлять начало есть чисто метафизическая 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-