Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Ницше :: Фридрих Ницше - Странник и его тень
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
потребность; она всплывает снова при рассмотрении истории и предполагает 
несомненно, что в начале всего находится самое важное и существенное.
4
      Мера для оценки истины. - Труд, затраченный для подъема на гору, никак не 
может быть мерилом высоты горы. "Но не то в науке!" - говорят люди, мнящие себя 
компетентными в ней. Здесь усилия, потраченные на открытие истины, прямо 
определяют цену истины. Такая сумасбродная мораль исходит из мысли, что истины 
- нечто иное, как орудия турниров, с которыми мы отважно должны трудиться до 
изнеможения. Это мораль для атлетов и гимнастов ума.
5
      Язык и действительность. - Люди с притворством презирают самые близкие к 
ним вещи, хотя, на самом деле, они наиболее важны для них. Так, например, 
говорят, что "люди едят только для того, чтобы жить", - но ведь это постыдная 
ложь также как и та, в силу которой будто бы деторождение только имеется в виду 
при удовлетворении своего сладострастия. И, наоборот, высокая оценка самых 
"важных" вещей почти всегда не настоящая. К этому притворству, к этим 
преувеличенным выражениям приучили нас жрецы и метафизики; но они не переделали 
те чувства, в силу которых мы понимаем, что эти важнейшие вещи не так важны, 
как те презренные, но очень близкие нам вещи. Печальным результатом подобной 
двойственности является то, что самые близкие вещи, как, например, еда, жилище, 
одежда, взаимные отношения, уже не служат предметом непрестанного, всеобщего 
внимания и заботы; они слишком низки для того, чтобы на них серьезно направлять 
наши интеллектуальные и творческие силы; так что здесь, над неразумными людьми, 
особенно над неопытной молодежью, одерживают верх привычка и легкомыслие. 
Однако, такое презрительное нарушение элементарных правил гигиены тела и духа 
приводит и молодых и старых к постыдной зависимости и несвободе. Я подразумеваю 
излишнюю зависимость от врачей, учителей и попечителей о наших душах, гнет 
которых тяготеет над всем обществом.
6
      Земное уродство и главная причина его. - Если всмотреться кругом, то на 
каждом шагу можно встретить людей, которые всю жизнь едят яйца и не знают, что 
продолговатые яйца наиболее вкусны; не знают, что гроза полезна для желудка, 
что ароматы духов сильнее в чистом, прохладном воздухе, что не все части рта 
одинаково чувствительны ко вкусу, что обеды с хорошими речами, которые приятно 
слушать, вредны для желудка. Эти примеры уже сами по себе служат 
доказательством недостатка нашей наблюдательности; и тем более нужно 
согласиться, что большинство людей презрительно относится к самым близким вещам 
и почти не обращает на них внимания. Но разве это не важно? Если вдуматься, то 
от этого невнимания происходят все телесные и душевные недуги: не знать что 
полезно и что вредно для нас в нашем образе жизни, в распределении дня, в 
выборе знакомств, в нашей службе и в нашем досуге, в наших приказаниях, в нашем 
подчинении, в впечатлениях, получаемых от природы и от произведений искусств, в 
еде, сне, размышлениях, - все это неведение в мелочах повседневной жизни 
превращает для многих нашу землю "в юдоль скорби". Нельзя сказать, чтобы это 
происходило от человеческого недомыслия; напротив того, ума достаточно и даже 
слишком много, но он ложно направлен и искусственно отклонен от мелких, но 
самых близких для нас предметов. Наставники, учителя, всякого рода 
властолюбивые идеалисты, грубые и более тонкие, еще с пеленок учат нас, что 
суть в спасении души, в служении государству и науке, в почете и богатстве, что 
это те средства, которыми мы можем оказать услуги всему человечеству, тогда как 
потребности отдельного человека, его повседневные мелкие и крупные нужды 
достойны презрения и к ним можно относиться с полным равнодушием. Уже Сократ 
всеми своими силами восставал против надменного презрения к человеческому ради 
человека и любил напоминать людям о настоящем круге их забот и попечении, 
вспоминая стих Гомера: важно то, и только то, говорил он, "что хорошо и что 
плохо у меня в доме".
7
      Два средства утешения. - Еще Эпикур, духовный успокоитель позднейшей 
древности, говорил, что для успокоения духа вовсе не нужно разрешения конечных, 
далеких, теоретических вопросов; в этом случае он обладал проницательностью, 
какую трудно встретить и теперь. Ему казалось достаточным сказать тем, которых 
мучила "боязнь богов": "если боги существуют, то им нет никакого дела до нас", 
- вместо того чтобы завязывать бесплодные, ни к чему не ведущие споры о том, 
существуют ли боги вообще. Такой прием более удобен и плодотворен: человеку 
дают сделать несколько шагов вперед, и тогда он начинает более охотно 
выслушивать и соглашаться. Но если человек начинает доказывать противное, т. е.,
 что боги пекутся о нас, то бедняга, без всякого вмешательства, сам впадает в 
грубые ошибки и заходит в непроходимые дебри; спорящий с ними может в этом 
случае сделать только одно: из чувства гуманности и деликатности скрывать свое 
сожаление перед подобным зрелищем. Наконец, человек доходит до самого сильного 
аргумента против всяких положений, до отвращения к своим собственным выводам: 
он становится равнодушным и переживает такое же настроение, как и любой атеист: 
"что мне за дело до богов, думает он, пусть убираются они к черту!" В тех же 
случаях, когда настроение человека омрачалось какой-нибудь полуфизической, 
полуморальной гипотезой, Эпикур не опровергал этой гипотезы; он признавал ее 
возможной, но давал понять, что возможна и другая гипотеза для объяснения того 
же явления и что явление в таком случае принимало совсем другой вид. Подобный 
взгляд на гипотезы успокаивает умы и в наше время: напр., в вопросе о 
происхождении угрызений совести можно допустить много гипотез, чтобы освободить 
душу от той мрачной тени, которая набрасывается на нее единственно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-