|
имеем права к такому образу действия, от которого из-за наших добродетелей
общество потерпело бы какой-нибудь ущерб. Ни один суд не может дозволить себе
перед своей совестью быть милостивым: это право предоставлено королю как
отдельной личности, и все рады, когда он этим правом пользуется, доказывая тем,
что каждому хотелось бы быть милостивым, но только не в качестве совокупного
общества. Таким образом, общество признает только добродетели, которые ему
полезны или, по крайней мере, не вредны (на основании которых можно действовать
без убытка и даже с выгодой, как, например, справедливость). Из этого следует,
что эти невыгодные добродетели не могли возникнуть среди общества, так как еще
теперь в самом незначительном, только что возникающем обществе против них
слышится протест. Это добродетели людей неравных по положению, изобретенные
более сильными, отдельными лицами, добродетели повелителей, за которыми
скрывается задняя мысль: "Я достаточно могуч, чтобы согласиться на явный убыток,
- это доказательство моего могущества", - т. е. это добродетели, родственные
высокомерию.
35
Казуистика пользы. - Не было бы казуистики нравственности, если бы не
существовало казуистики выгоды. Часто недостаточно ума самого свободного от
предубеждений и самого тонкого, чтобы при выборе предпочитать наибольшую выгоду.
В таких случаях, делая выбор, неизбежно испытываешь на душе что-то вроде
морской болезни.
36
Становиться лицемером. - Лицемером становится каждый нищий - как и всякий,
кто в силу нужды (явной или тайной) избирает себе род деятельности. Нищий
далеко не так сильно чувствует нужду, как должен дать это почувствовать другим,
если хочет жить подаянием.
37
Род культа страстей. - Для того, чтобы обличить характер всего мирового
порядка, вы, мракобесы и философии ехидны, говорите об ужасном характере
людских страстей. Как будто везде, где существовали страсти, существовали и
ужасы. Как будто на свете всегда должны существовать такого рода ужасы!
Небрежным отношением к мелочам, недостаточным самонаблюдением и наблюдением над
воспитываемыми вы сами дали возможность страстям дорасти до размеров таких
чудовищ, что при одном слове "страсть" на вас нападает ужас! Ведь это было в
вашей власти, как теперь в наших руках лишить страсти их ужасающего характера и
таким образом лишить их возможности превращаться в бурные, опустошающие потоки.
Не следует собственные ошибки раздувать до степени вечных определений рока;
будем лучше честно трудиться вместе с другими над вопросом о том, каким образом
все людские страсти превратить в радости.
38
Угрызения совести. - Угрызения совести - такая же глупость, как и грызня
собакой камня.
39
Происхождение прав. - Права обыкновенно основываются на обычае, обычаи -
на заключенном когда-то соглашении. Когда-то обе стороны были довольны
результатами сделки, но по лени формально ее не возобновляли и продолжали так
жить, как будто договор все возобновлялся, когда же время окутало своим мраком
начало происхождения, людям показалось, что это состояние священно,
непоколебимо и что каждое последующее поколение обязано строить на нем
дальнейшее благосостояние. Обычай, таким образам, превратился в принуждение,
хотя он уже не приносил той пользы, ради которой был заключен данный договор.
Во все времена слабые видят в этом свою твердую опору; они всегда стремятся
увековечить однажды заключенный договор или оказанную им милость.
40
Значение забвения для нравственного чувства. - Поступки, которыми в
первоначальном обществе имелась в виду общая польза, совершались другими
поколениями по иным мотивам: или из страха или из почтения к тем, которые их
требовали или рекомендовали, или по привычке, потому что люди с детства видели,
что так поступали окружающие их, или из желания доставить удовольствие, так как
такие поступки везде вызывали радость, сочувствие, или из тщеславия, потому что
за них хвалили. Те поступки, в которых основной мотив полезности забывается,
называют тогда нравственными, не в силу того, что они совершаются из-за других
мотивов, а потому, что сознательная выгода тут отсутствовала. Откуда эта
ненависть к выгоде, которая здесь так очевидно отделяет всякое похвальное дело
от совершаемого ради пользы? Очевидно, что общество - этот очаг нравственности
и всевозможных одобрений нравственных поступков - слишком долго и слишком
усиленно боролось с корыстью и самоволием отдельных личностей и вследствие
этого любой мотив ценит в нравственном отношении выше пользы. Таким образом,
по-видимому, кажется, будто нравственность возникла не из пользы, тогда как
первоначально она не что иное, как общественная польза, которой стоило не мало
труда пробиться сквозь пользу отдельных лиц и занять более почетное положение.
41
Наследники нравственных богатств. - В области нравственности имеются также
сокровища, передаваемые по наследству: ими владеют кроткие, добродушные,
сострадательные и щедрые люди, которые унаследовали от своих предшественников
только способ делать добрые поступки, а не разум, первоисточник нравственности.
Самую приятную сторону этих наследственных сокровищ составляет то, что ими
нужно постоянно делиться, чтобы чувствовать их, и что таким образом они
невольно заставляют работать над сокращением границ между нравственно богатыми
и бедными, и что всего замечательнее и лучше, - не образовывая при этом
|
|