|
28
Произвол в соразмерности наказаний. - Большинство преступников так же
случайно попадают под наказание, как женщины становятся матерями. Десять раз,
сто раз они делали то же самое, не испытав дурных последствий, как вдруг все
раскрывается, и их постигает кара. Привычка, казалось бы, должна служить
смягчающим обстоятельством для проступка, за который преступник наказывается:
ведь, в нем образовалась наклонность, с которой труднее бороться. Вместо того,
при подозрении, что преступление вошло в привычку, наказание бывает суровее, и
привычка служит аргументом, не допускающим смягчения. Наоборот: безупречный
образ жизни, на фоне которого преступление так страшно выделяется, должен бы
усугубить вину! Но он обыкновенно является обстоятельством, смягчающим вину.
Таким образом, все соразмеряется не по отношению к преступнику, а по отношению
к обществу и тому вреду или той опасности, которые ему грозят: прежняя
полезность человека зачитывается ему в виду того, что он причинил вред только
раз, а вред, приносимый раньше, суммируется с вновь открытым, и на основании
этого присуждается наивысшая кара. Но если карать или награждать таким образом
человека также и за его прошлое (последнее в том случае, когда уменьшение
наказания является наградой), то можно бы идти еще дальше и подвергать каре
причину того или иного прошлого, т. е. родителей, воспитателей, общество и т. д.
; во многих случаях сами судьи оказались бы причастными вине. Останавливаться
на преступнике при наказании за прошлое есть чистейший произвол. Если уже
нельзя найти оправдания для каждой вины, то следовало бы брать в расчет только
единичный случай, не оглядываясь назад, изолировать вину, не приводя ее в связь
с прошлым, иначе приходится грешить против логики. Вы, люди свободной воли,
выводите необходимое заключение из вашего учения о "свободной воле" и смело
провозглашайте, что "никакой поступок не имеет прошлого".
29
Зависть и ее более благородный брат. - Там, где равенство действительно
проникло в жизнь и прочно установилось, возникает наклонность, считающаяся
безнравственной и в первобытном состоянии едва ли даже мыслимая, именно -
зависть; завистливый человек чувствителен ко всякому возвышению другого над
общим уровнем и желает или низвести его, или самому подняться до этого уровня.
Из этого вытекают два различных образа действия, которые Гесиод называл злой и
доброй Эридой. При равенстве является также и негодование на то, что одному
живется хуже, чем он того заслуживает по принципу равенства, другому - лучше,
чем следовало бы по тому же принципу: это аффекты более благородных натур. В
вещах, не зависящих от произвола человека, эти более благородные личности,
замечая недостаток справедливости, требуют, чтобы равенство, признаваемое
людьми, признавалось бы также природой и случаем, и негодуют на то, что у
равных неравная судьба.
30
Зависть богов. - "Зависть богов" возникает, когда человек, ниже ценимый в
каком-нибудь отношении, или сам становится в уровень с высшим (подобно Аяксу),
или выдвигается волею судьбы (как Ниобея в качестве чрезмерно благословенной
матери). Внутри общественного классового порядка эта зависть требует, чтобы
ничьи заслуги не были выше его общественного положения, а главное, чтобы
сознание собственных заслуг не заходило за эти пределы. "Зависть богов" часто
испытывает на себе победоносный генерал, как и ученик, создавший великое
произведение.
31
Тщеславие как остаток первобытного состояния. - Так как люди в целях
безопасности установили между собою равенство для основания общины, а это
равенство в сущности противоречит природе отдельных лиц и вынуждено, то по мере
того, как общая безопасность все более укрепляется, новые отпрыски старой
наклонности стремятся пробиться в виде разграничения званий, выдающихся
должностей и привилегий, и вообще во всевозможных проявлениях тщеславия (в
манерах, туалете, языке и т. д.). Но лишь только данному обществу грозит
опасность, масса, не бывшая в состоянии выдвинуться в чем-нибудь во время
общего покоя, вновь домогается равенства: бессмысленные привилегии и проявления
тщеславия на некоторое время исчезают. Если же общественный строй совсем
разрушается и наступает анархия, то первобытное состояние, с присущим ему
беззаботным, беспощадным неравенством, берет опять свое, как это было, по
рассказам Фукидида, на о. Корцире. Не существует тогда ни естественного права,
ни естественного бесправия.
32
Беспристрастие. - Беспристрастие есть дальнейшее развитие справедливости;
оно устанавливается между людьми, не нарушающими равенства общины. В тех
случаях, когда законом ничего не предписывается, оно вызывает, в интересах
равновесия, более утонченное внимательное отношение друг к другу, причем каждый
смотрит вперед и назад и следует правилу: "как ты ко мне, так я к тебе". Aequum
ведь значит "соответственно равенству между нами"; благодаря этому принципу,
сглаживаются мелкие различия до иллюзии полного равенства; в силу его
требования мы прощаем друг другу многое такое, чего не должны были бы прощать.
33
Элементы мести. - Слово "месть" так коротко и быстро произносится, что
кажется, будто оно заключает в себе только один корень, т. е. одно понятие и
чувство. Поэтому все еще стараются найти этот корень подобно тому, как наши
политико-экономы не устали еще отыскивать такого же единства в слове "ценность"
и доискиваться первоначального коренного понятия о ценности, как-будто все
слова не являются карманами, в которые совали то одно, то другое, а часто и
|
|