|
чумы тиранических вожделений: и как таковые они очень полезны и очень скучны.
290
Опаснейший из приверженцев. - Самый опасный приверженец тот, утрата
которого может уничтожить всю партию, следовательно - самый лучший приверженец.
291
Судьба и желудок. - Лишний бутерброд, съеденный жокеем, может иногда
решающим образом повлиять на исход скачек, т. е. на счастье или несчастье целых
тысяч. - Пока судьба народов зависит от дипломатов, желудок их вечно будет
служить предметом патриотических забот. - Quousque tandem.
292
Торжество демократии. - Все политические партии стараются в настоящее
время усилить свою власть, эксплуатируя ужас, внушаемый социализмом. Однако все
выгоды от этого пока выпадают на долю демократии. Остальные партии вынуждены
льстить "народу", даруя ему всевозможные льготы и вольности, благодаря которым
он становится наконец всесильным. Народ наиболее далек от социализма, как от
учения об изменении способа приобретения собственности. Лишь только народ,
благодаря своему численному превосходству в парламенте, получит возможность
распределять по своему усмотрению подати, облагать прогрессивным налогом
крупных капиталистов, торговцев, биржевиков, тотчас же последним будет положен
предел и взамен их медленно создастся среднее сословие, которое забудет о
социализме, как о перенесенной некогда болезни. - Практический результат этого
все усиливающегося демократизирования выразится прежде всего в европейском
союзе народов. Каждый отдельный народ, сообразно своим географическим границам,
займет положение кантона с отдельным законодательством. Исторические
воспоминания о существовавших доселе народах будут играть весьма незначительную
роль, так как благоговейное чувство к ним постепенно будет вырвано с корнем
стремлением к реформам при господстве демократического принципа. Необходимое
при этом исправление границ будет произведено таким образом, чтобы оно
оказалось полезным для крупных кантонов и для всего союза; воспоминания же о
седой старине не будут приниматься в расчет. Нахождение способов к исправлению
границ составит задачу будущих дипломатов, которые одновременно должны быть
исследователями культуры, политикоэкономами и знатоками международных отношений.
В своих действиях им придется руководствоваться только пользой и упразднить
войска. Только тогда внешняя политика будет тесно связана с внутренней, между
тем, как теперь последняя все еще следует по пятам за своей гордой
повелительницей, собирая в свой жалкий короб колосья, оставшиеся после жатвы
внешней политики.
293
Цель демократии и ее средства. - Демократия старается создать и утвердить
независимое положение возможно большего количества людей; она хочет добиться
для всех независимости во мнениях, в образе жизни, в способах приобретения,
поэтому она необходимо должна отказывать в праве голоса как людям, не имеющим
никакой собственности, так и людям очень богатым, ибо и те и другие принадлежат
к таким классам общества, которые только затрудняют задачу демократии и которые
она всеми мерами старается устранить. Точно так же демократия должна
препятствовать организациям партий, так как тремя важнейшими врагами для
развития независимости являются голяки, богачи и различные партии. - Я говорю
здесь о демократии, как о чем-то грядущем. Теперешняя же так называемая
демократия отличается от старых форм правления единственно только тем, что едет
на новых лошадях; дороги же и экипажи остались прежние. - Но меньше ли от этого
стала опасность, грозящая народному благосостоянию?
294
Рассудительность и успех. - Рассудительность - эта высокое качество,
являющееся в сущности высшей добродетелью из добродетелей, матерью и владычицей
всей добродетелей, не всегда в обыденной жизни пользуется успехом; человек,
рассчитывающий посредством этой добродетели добиться успеха, очень ошибется,
если выберет ее себе в подруги жизни. Практические люди относятся к ней
недоверчиво и смешивают ее со скрытностью и хитрым лицемерием. Человек же, не
обладающий рассудительностью и быстро на все решающийся, считается честным
простым и надежным малым. Таким образом, практические люди недолюбливают
рассудительного и считают его для себя опасным. С другой стороны, непрактичные
и преданные удовольствиям люди, не размышляющие ни о своем поведении, ни о
своих обязанностях, легко принимают человека рассудительного за боязливого,
ограниченного педанта и находят его неудобным, так как он не так легко
относится к жизни, как они: он олицетворяет для них ходячую совесть и при виде
его дневной свет меркнет в их глазах. Но если рассудительный человек и не
пользуется расположением людей и успехом среди них, то все же может в утешение
себе сказать: "как ни высок налог, который приходится платить за обладание
драгоценнейшим преимуществом людей, все же оно стоит его!"
295
Et in Arcadia ego. - Стоя на высоком холме, я сквозь древние сосны и ели
смотрел вниз на расстилающееся передо мною зеленое море: вокруг меня
возвышались обломки скал, под ногами земля пестрела цветами и зеленью. Передо
мною двигаясь, растягивалось стадо; вдали, близ мелкой хвойной поросли, при
свете вечернего солнца резко выделялись коровы, группами и в одиночку; другие,
стоявшие ближе, казались темнее. Всюду было разлито спокойствие и вечерняя
сытость. Часы показывали около половины шестого. Бык, принадлежавший к стаду,
вошел в пенящийся поток и медленно подвигался, борясь с его стремительным
течением и уступая ему: он как будто находил в этом какое-то жестокое
удовольствие. Здесь были два и смуглых создания - пастух и пастушка, одетая
|
|