|
250
Месть пустых сетей. - Надо остерегаться людей, которые преисполнены
горького чувства рыбака, после утомительного дня работы возвращающегося вечером
домой с пустыми сетями.
251
Не пользование своим правом. - Для пользования властью требуется
известный труд и мужество. И многие отказываются от своих лучших, законных прав
только потому, что право это есть в некотором роде власть, а они слишком ленивы
или трусливы, чтобы пользоваться ею. Этот недостаток прикрывается личиной
добродетели и называется терпением и снисходительностью.
252
Носители света. - В общем не было бы солнечного света, если б его не
вносили с собою люди, от природы обладающие свойством ласкаться, как кошки; я
разумею так называемых любезных людей.
253
Когда человек наиболее щедр. - Человек становится наиболее щедрым после
того, как ему оказан был какой-нибудь особенный почет или когда он немного поел.
254
К свету. - Люди стремятся к свету не для того, чтобы лучше видеть, а
чтобы больше сиять, и охотно принимают за свет тех, пред кем сияют.
255
Ипохондрик. - Ипохондрик - это такой человек, который в достаточной
степени обладает умом и склонностью к рассужению, чтобы понимать основу своих
страданий, потерь, ошибок. Но область, доставляющая ему пищу, очень мала. Он
скоро опустошает ее настолько, что лишь кое-где попадаются отдельные былинки.
Тогда-то он становится завистником, скупцом и делается несносным.
256
Обратное вознаграждение. - Гесиод советует как можно больше вознаграждать
соседа, помогшего нам в нужде. Сосед испытывает при этом удовольствие, так как
видит, что его доброта принесла ему проценты; но и дающий чувствует
удовлетворение, так как искупает свое прежнее унижение тем, что с лихвой
расплачивается за оказанную ему помощь.
257
Излишняя утонченность. - Мы больше следим не за слабостями других, а за
тем, насколько замечаются наши слабости, а потому наша наблюдательная
способность и отличается излишней утонченностью.
258
Светлая тень. - Близко, совсем близко к мрачным людям всегда почти
находится как бы связанная с ними светлая душа. Это словно отрицательная тень,
отбрасываемая ими.
259
Не мстить за себя. - Существует столько утонченных способов мести, что
человек, имеющий повод к мщению, может поступать как ему угодно - мстить или не
мстить. Все равно по прошествии некоторого времени все будут уверены, что он
отмстил. Таким образом едва ли зависит от человека не прибегать к мщению: если
он не хочет мстить, то должен умалчивать об этом, так как презрение к мщению
выражает собою высшую, утонченную форму мести. Отсюда такой вывод: не следует
делать ничего излишнего.
260
Заблуждение почитателей. - Люди воображают, что высказывают мыслителю
нечто чрезвычайно лестное и приятное, заявляя ему, что его мысли и выражения и
им приходили в голову. Однако такие заявления мало восхищают мыслителя, а
наоборот, часто возбуждают в нем недоверие к своим идеям и выражениям, и он про
себя решает подвергнуть пересмотру и те и другие. Если кто-нибудь хочет
выразить человеку свое почитание, то отнюдь не должен указывать на сходство
мнений, так как это низводит почитаемого человека до уровня его почитателя. В
некоторых случаях общественное приличие прямо даже требуют, чтобы мы относились
к чужому мнению так, как будто бы мы никогда до сих пор и не слышали ничего
подобного и как будто бы оно переступает даже границы нашего кругозора. Так
следует поступать, напр., в тех случаях, когда какой-либо старый опытный
человек начинает выкладывать перед нами запас своих знаний.
261
Письмо. - Письмо - это неожиданно наносимый нам визит, а податель письма
- посредник такого невежливого на нас нападения. Следовало бы каждую неделю
обрекать по часу на получение писем и затем брать ванну.
262
Предубежденный. - Однажды кто-то сказал: я с детства предубежден против
себя; поэтому в каждом порицании я всегда нахожу частицу правды, а в каждой
похвале - частицу глупости. Вообще, я ценю похвалу слишком низко, а порицание -
слишком высоко.
263
Путь к равенству. - Несколько часов восхождения на гору приравнивают
негодяя ко святому. Усталость - кратчайший путь к равенству и братству, а сон,
наконец, присоединяет к этому и свободу.
264
Клевета. - Если нападаешь на след низкой клеветы, то не приписывай ее
происхождение твоим честным и открытым врагам: если бы они и изобрели
что-нибудь подобное, то им никто бы не поверил, имея в виду их враждебное
отношение к тебе. Но люди, которым мы долгое время были полезны и которые
|
|