Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Ницше :: Фридрих Ницше - Странник и его тень
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
средством самосохранения. Притом тщеславие было тем сильнее, чем умнее была 
личность, так как увеличить веру во власть легче, чем увеличить самую власть, 
но, разумеется, только для человека, обладающего умом: а ум в первобытные 
времена был равнозначащ с хитростью и коварством.
182
      Показатели культуры. - Верных показателей культуры так мало, что человек 
должен радоваться, если он имеет хоть один несомненный признак, которым может 
руководствоваться в домашнем обиходе и при культивировании своего сада. Чтобы 
определить, принадлежит ли человек к числу наших сторонников или нет - я 
разумею - к числу свободных мыслителей - надо обратить внимание на его 
отношение к католичеству. Если он относится к нему не критически, то мы 
повертываемся к нему спиной: он представитель дурного воздуха и дурной погоды. 
Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы объяснять таким людям, что такое 
сирокко. У них есть свои наставники погоды и просвещения; если они и их не 
хотят слушать, то...
183
      Для гнева и наказания есть свое время. - Гнев и наказание - дары, 
унаследованные нами от зверей. Человек только тогда сделается совершеннолетним, 
когда он эти дары снова возвратит животным. В этом факте скрыта одна из 
величайших идей, какими только могут обладать люди, а именно - идея о прогрессе 
всех прогрессов. - Заглянем за несколько тысячелетий вперед, друзья мои! Людям 
впереди предстоит еще много радостей, каких и не предвкушают современные люди! 
И мы не только можем мечтать об этих радостях, но и готовы верить и клясться, 
что они неизбежны, если только развитие человеческого разума не остановится! 
Наступит время, когда логический грех, таящийся в гневе и наказаниях, 
совершаемых и отдельным лицом и обществом, сделается невозможным; когда 
расстояние, отделяющее голову от сердца, сделается настолько близко, насколько 
оно далеко теперь. Да и теперь расстояние это уже не так велико, как было 
первоначально, что вполне становится очевидно при обзоре общего хода 
человеческого развития. И человек, посвятивший себя наблюдению над внутренней 
работой жизни, с гордой радостью убеждается, как сократилось это расстояние 
между головой и серцем, какая общность появилась в их действиях, и в нем в силу 
этого пробуждаются смелые надежды на еще лучшее будущее в этом отношении.
184
      Происхождение "пессимистов". - Немного хорошей пищи часто влияет на то, 
как мы смотрим на будущее: с надеждой или с унынием. Это верно даже по 
отношению к самым возвышенным и духовным сферам человека. Недовольство и 
мрачный взгляд на жизнь унаследованы современным человечеством от 
предшествоваших голодавших поколений. На наших художниках и поэтах, несмотря на 
роскошную жизнь, нередко можно заметить, что они не знатного поисхождения и что 
они восприняли в свою плоть и кровь многое из того, чем отличались их предки, 
жившие в угнетении и впроголодь. Это ясно обнаруживается в выборе ими сюжетов и 
красок для своих произведений. Культура греков есть культура людей, 
пользовавшихся достатком и притом людей древних. Они по меньшей мере на два 
столетия жили лучше, чем мы (лучше во всех отношениях, так как отличались 
простотою в пище и питье); и вот в конце концов мозг их достиг такого 
утонченного развития, кровь, подобно светлому вину, веселящему сердце, 
пробегала с такой быстротой по их жилам, что все доброе и лучшее выступало у 
них ясно, прекрасно и радостно, а не являлось в угрюмом вынужденном виде.
185
      О разумной смерти. - Что разумнее: остановить ли машину, когда работа, 
которая требовалась от нее, покончена, или оставить ее действовать, пока она не 
остановится сама, т. е. пока она окончательно не испортится? Последнее не 
является ли напрасной тратой стоимости ее содержания, злоупотреблением силами к 
вниманием людей служивших ей тратой того, что крайне нужно в другом месте? Не 
развивается ли вообще некоторого рода недоверие к машинам при виде такого 
дорогого, но совершенно бесцельного и бесполезного пользования ими? - Я говорю 
о непроизвольной (естественной) и о произвольной (сознательной) смерти. 
Естественная смерть вполне независима от разума и потому вполне неразумна, тут 
жалкая субстанция оболочки определяет, долго ли просуществует заключенное в ней 
зерно; и, следовательно, больной тупоумный тюремщик является распорядителем, 
назначающим срок, когда должен умереть его знатный узник. Естественная смерть - 
это самоубийство природы, т. е. уничтожение разумнейшего существа тем 
неразумным, что неразрывно связано с ним. Только при мистическом освещении все 
это кажется в ином свете, так как при этом предполагается, что высший разум 
отдает повеление, которому низший должен подчиняться. Но, оставляя мистику в 
стороне, мы видим, что естественная смерть вовсе не заслуживает возвеличения. - 
Однако такое мудрое упорядочение вопроса о смерти и о времени смерти 
принадлежит еще непонятной и безнравственной с теперешней точки зрения морали 
будущего, заря которой наполняет сердце наше неописуемым счастьем.
186
      Возврат к прежним формам жизни. - Все преступные люди отодвигают общество 
на более низкую ступень культуры, чем та, на которой оно находится: они влияют 
регрессивно. Стоит только вспомнить о тех орудиях, которые общество создает и 
поддерживает ради самозащиты - искусную полицию, тюремщиков, палачей; причем не 
следует забывать и публичных обвинителей и адвокатов. Затем остается еще вопрос,
 не представляют ли сами судьи, с налагаемыми ими наказаниями, т. е. вообще вся 
судебная процедура, такого явления, которое действует на непреступников скорее 
угнетающим, чем возвышающим образом. Меры, принимаемые обществом для самозащиты 
и его месть никогда не удастся облечь в тогу невинности. И все развитое 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-