Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Ницше :: Фридрих Ницше - Странник и его тень
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
лишенным утонченной гордости. Из всего этого возникает целый цикл нравственных 
суждений и восприятий, больше всего порождаемых суеверием. Некоторые звери 
своими взглядами, звуками, осанкой заставили человека обращать на себя особое 
внимание, и многие религии, смотря по обстоятельствам, учат, что в животных 
вселяются души людей и божеств; поэтому последователи этих религий при 
обращении вообще со всеми животными проявляют более благородную 
предусмотрительность, а иногда даже и почтительный страх. Даже по исчезновении 
этого суеверия пробужденные им чувства продолжают действовать, зреть и 
приносить плоды.
58
      Новые актеры. - Самая обычная вещь среди людей - это смерть; второй 
является рождение, потому что из умирающих не все родится; затем следует брак. 
Но эти три маленькие трагикомедии при каждом из своих бесчисленных 
представлений всегда исполняются новыми актерами и поэтому не перестают иметь 
внимательных зрителей, тогда как можно было бы ожидать, что вся публика земного 
театра давно уже с тоски перевешается на деревьях. Но тут все дело в новых 
актерах, а не в самой пьесе.
59
      Что такое "obstinat"? - Кратчайший путь - не самый прямой, а тот, при 
котором попутные ветры вздувают паруса, говорит наука мореплавания. Не 
следовать этому правилу - значит быть "obstinat", и к твердости характера тут 
примешивается глупость.
60
      Слово "тщеславие". - Досадно, что некоторые слова, смысл которых мы, 
моралисты, к сожалению, не можем еще уяснить, носят на себе печать как бы 
некоторого рода нравственной цензуры еще с тех времен, когда ближайшие и 
естественнейшие побуждения человека считались еретическими. Так, например, 
основное убеждение, что на волнах общественного моря мы или терпим крушение или 
же пользуемся благоприятным фарватером больше от того, чем мы кажемся, а не 
каковы мы в действительности, - это убеждение, которое должно было служить 
кормилом всех поступков по отношению к обществу, клеймится самым простым словом 
"тщеславие", "vanitas"; и таким образом одному из самых важных и содержательных 
понятий придается название, характеризующее его как пустое и ничтожное; великое 
обозначается определением, уменьшающим его значение и даже доводящим его до 
карикатуры. Делать нечего, и нам приходится употреблять эти слова, но при этом 
затыкать уши от нашептывании старых привычек.
61
      Фатализм турок. - Фатализм турок имеет ту коренную ошибку, что он 
противопоставляет человека фатуму, как две совершенно различные вещи; человек, 
говорят они, может противиться фатуму, может пытаться изменить его, хотя в 
конце концов рок всегда одерживает победу; поэтому разумнее всего отдаться на 
волю Провидения, т. е. жить как хочется. На самом же деле каждый человек 
представляет собою частицу судьбы; когда он, как выше сказано, думает 
противиться фатуму, то в этом сказывается нечто роковое; борьба эта только 
воображаемая, в действительности же это не более как безропотное подчинение 
року, так как сама борьба уже заранее определена им. Страх, внушаемый многим 
учением о несвободе воли, есть страх перед фатализмом турок; они думают, что 
человек безропотно склонит голову перед неизбежностью судьбы и со сложенными 
руками будет взирать на будущее, не считая возможным ничего в нем изменить, или 
же сбросить удила, сдерживающие его страсти, так как в заранее предопределенном 
он ничего не может ухудшить. Глупости людей точно так же составляют частицы 
фатума, как и все умное в них; и самый страх перед верою в рок есть сам по себе 
роковой. Ты сам, несчастный трус, представляешь собою воплощение той 
непобедимой Мойры, которая царила даже над богами: все, что бы ни случилось, 
проклятия или благословения, будут во всяком случае для тебя оковами, которых 
не избежит и самый сильный; в тебе предречена вся будущность человечества, и 
тебе не поможет твой ужас перед самим собою.
62
      Защитники дьявола. - "Только собственные несчастья делают людей 
благоразумными и только чужие делают их добрыми", так гласит та странная 
философия, которая всю нравственность выводит из сострадания, а разум из 
обособления человека; этим она, сама того не подозревая, сделалась защитницей 
всего существующего зла, потому что для сострадания нужно страдание других, а 
для обособленности - презрение к людям.
63
      Нравственные маски характеров. - В те времена, когда характерные 
особенности сословий считались непоколебимо твердыми, подобно самим сословиям, 
моралисты впали в заблуждение, считая их нравственную маскировку характера за 
непреложную и изображая их таковыми. Так, Мольер понятен как современник 
общества Людовика XIV; в наше же переходное время, полное неопределенности, он 
казался бы гениальным педантом.
64
      Самая доблестная добродетель. - В первую эпоху высшего развития 
человечества самой доблестной добродетелью считалась храбрость, во вторую - 
справедливость, в третью - умеренность, в четвертую - мудрость. Какова же та 
эпоха, в которой живем мы? В какой живет каждый из нас?
65
      Что необходимо прежде всего. - Человек, который из-за своего порывистого 
гнева, желчности и мстительного характера не хочет стать властелином своих 
желаний, а пытается властвовать над чем-нибудь другим, так же глуп, как 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-