|
РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ
Чтобы отдалить от себя все возможные сомнения, волнения и недоразумения, к
которым, при своеобразном характере нашей эстетической общественности, могут
подать повод сопоставленные в этом сочинении мысли, и чтобы иметь возможность
написать и эти вводные слова с тем же созерцательным блаженством, отпечаток
которого, как окаменелость счастливых и возвышенных часов, лежит на каждой
странице, — я вызываю перед взором моим тот миг, когда Вы, мой глубокоуважаемый
друг, получите эту книгу: я вижу, как Вы, быть может после вечерней прогулки по
зимнему снегу, разглядываете раскованного Прометея на заглавном листе, читаете
моё имя и сразу же проникаетесь убеждением, что, каково бы ни было содержание
этого сочинения, — автор его несомненно имеет сказать что-либо серьёзное и
внушительное, равным образом что он при всём, что он измыслил здесь, видел Вас
перед собою и обращался к Вам, а следовательно, мог написать лишь нечто
соответствующее Вашему присутствию. При этом Вы припомните, что я в то же время,
когда создавалось Ваше чудное юбилейное сочинение о Бетховене, т. е. среди
ужасов и величия только что разгоревшейся войны, — готовился к этим мыслям. Но
в ошибку впали бы те, которые усмотрели бы в этом совпадении наличность
противоречия между патриотическим возбуждением и эстетическим сибаритством,
между мужественной серьёзностью и весёлой игрой; напротив, при действительном
прочтении этой книги им станет до изумительности ясным, с какой строго немецкой
проблемой мы здесь имеем дело, поставленной нами как раз в средоточие немецких
надежд, как точка апогея и поворота. Но, быть может, этим самым лицам покажется
вообще неприличным столь серьёзное отношение к эстетической проблеме, раз они
не в состоянии видеть в искусстве чего-либо большего, чем весёлой побочности,
или, пожалуй, звона бубенчиков, сопровождающего «серьёзность существования», но,
в сущности, излишнего; словно никто не знает, что уже само противопоставление
искусства «серьёзности существования» — грубое недоразумение. Этим серьёзным я
позволю себе сказать, что моё убеждение и взгляд на искусство, как на высшую
задачу и собственно метафизическую деятельность в этой жизни, согласны с
воззрением того мужа, которому я, как передовому великому бойцу на этом пути,
посвящаю эту книгу.
Базель, конец 1871 года
1
Было бы большим выигрышем для эстетической науки, если бы не только путём
логического уразумения, но и путём непосредственной интуиции пришли к сознанию,
что поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического
и дионисического начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости
от двойственности полов, при непрестанной борьбе и лишь периодически
наступающем примирении. Названия эти мы заимствуем у греков, разъясняющих тому,
кто в силах уразуметь, глубокомысленные эсотерические учения свои в области
воззрений на искусство не с помощью понятий, но в резко отчётливых образах мира
богов. С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше
знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы
встречаем в греческом мире между искусством пластических образов —
аполлоническим — и непластическим искусством музыки — искусством Диониса; эти
два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в
открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко всё новым и более
мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей,
только по-видимому соединённых общим словом «искусство»; пока наконец
чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными
в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут
наконец столь же дионисического, сколь и аполлонического произведения искусства
— аттической трагедии.
Чтобы уяснить себе оба этих стремления, представим их сначала как разъединённые
художественные миры сновидения и опьянения, между каковыми физиологическими
явлениями подмечается противоположность, соответствующая противоположности
аполлонического и дионисического начал. В сновидениях впервые предстали, по
мнению Лукреция, душам людей чудные образы богов; во сне великий ваятель увидел
чарующую соразмерность членов сверхчеловеческих существ; и эллинский поэт,
спрошенный о тайне поэтических зачатий, также вспомнил бы о сне и дал бы
поучение, сходное с тем, которое Ганс Сакс даёт в «Мейстерзингерах»:
Мой друг, поэты рождены,
Чтоб толковать свои же сны.
Всё то, чем грезим мы в мечтах,
Раскрыто перед нами в снах:
И толк искуснейших стихов
Лишь в толкованье вещих снов.
Прекрасная иллюзия видений, в создании которых каждый человек является вполне
художником, есть предпосылка всех пластических искусств, а также, как мы увидим,
одна из важных сторон поэзии. Мы находим наслаждение в непосредственном
уразумении такого образа; все формы говорят нам: нет ничего безразличного и
ненужного. Но и при всей жизненности этой действительности снов у нас всё же
|
|