|
Фридрих Ницше
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Работу над книгой Ницше начал в Соренто, куда он вынужден был перехать осенью
1876 г., прервав по состоянию здоровья университетские лекции и взяв годичный
отпуск. 1-ый том вышел в свет в мае 1878 г. в издательстве Э. Шмейцнера в
Хемнице. Книга произвела впечатление взорвавшейся бомбы, особенно в
вагнеровских кругах; налицо был самый бесцеремонный разрыв с прежними
ценностями: эллинством, христианством, метафизикой, Вагнером, Шопенгауэром.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том
1, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - C. Л. Франка.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1
Довольно часто и всегда с большим удивлением мне говорили, что есть что-то
общее и отличительное во всех моих произведениях, начиная с "Рождения трагедии"
вплоть до недавно опубликованного "Пролога к философии будущего": все они
содержат - говорили мне - западни и сети для неосторожных птиц и едва ли не
постоянный незаметный призыв к перевороту всех привычных оценок и ценимых
привычек. Как? Все это только - человеческое, слишком человеческое? К этому
вздоху приводит чтение моих произведений; читатель испытывает некоторого рода
пугливость и недоверие даже к морали, более того, его немало искушает и
поощряет к защите худших вещей мысль: а что, если это - только наилучшим
образом оклеветанные вещи? Мои произведения называли школой подозрения, еще
более - школой презрения, к счастью, также школой мужества и даже дерзости. И
действительно, я и сам не думаю, чтобы кто-то когда-либо глядел на мир с таким
глубоким подозрением, как я, и не только в качестве случайного адвоката дьявола,
но и - выражаясь богословски - в качестве врага и допросчика Бога; и кто
угадывает хоть что-нибудь из последствий всякого глубокого подозрения - из
озноба и тревог одиночества, на которые осуждает всякая безусловная различность
взора, - тот поймет также, как часто, чтобы отдохнуть от себя и как бы временно
забыть себя, я тщился приютиться где-либо - в какой-либо почтительности, или
вражде, или научности, или шаловливости, или глупости, а также почему, когда я
не находил того, что мне было нужно, мне приходилось искусственно овладевать им,
подделывать и сочинять себе это ( - и разве поэты делали когда-либо что
другое? и для чего же и существует все искусство на свете?). Но что мне было
всегда нужнее всего для моего лечения и самовосстановления, так это вера, что я
не одинок в этом смысле, что мой взор не одинок, - волшебное чаяние родства и
равенства во взоре и вожделении, доверчивый покой дружбы, слепота вдвоем, без
подозрений и знаков вопроса, наслаждение внешностью, поверхностью, близким и
ближайшим - всем, что имеет цвет, кожу и видимость. Может быть, в этом
отношении меня можно уличить в кое-каком "искусстве" и признать тонким
фальшивомонетчиком; уличить, например, в том, что я намеренно-умышленно
закрывал глаза на шопенгауэровскую слепую волю к морали в ту пору, когда я уже
ясно различал в делах морали, а также что я обманывал себя насчет неизлечимого
романтизма Рихарда Вагнера, как если бы он был началом, а не концом; а также
насчет греков, а также насчет немцев и их будущности - и, может быть, наберется
еще целый длинный список этих "также"? - Но допустим, что все это так, что во
всем этом можно с полным основанием уличить меня; что же вы знаете, что можете
вы знать о том, сколько хитрости самосохранения, сколько разума и высшей
предосторожности содержится в таком самообмане - и сколько лживости мне еще
нужно, чтобы я мог всегда сызнова позволять себе роскошь моей правдивости?..
Довольно, я еще живу; а жизнь уж так устроена, что она основана не на морали;
она ищет заблуждения, она живет заблуждением... но не правда ли? я опять уже
принялся за свое, начал делать то, что делаю всегда, - я, старый имморалист и
птицелов, - говорить безнравственно, вненравственно, "по ту сторону добра и
зла"? -
2
- Так, однажды, когда мне это было нужно, я изобрел для себя и "свободные умы",
которым посвящена эта меланхолично-смелая книга под названием "Человеческое,
слишком человеческое"; таких "свободных умов" нет и не было - но, повторяю,
общение с ними было мне нужно тогда, чтобы сохранить хорошее настроение среди
худого устроения (болезни, одиночества, чужбины, acedia, бездеятельности); они
были мне нужны, как бравые товарищи и призраки, с которыми болтаешь и смеешься,
когда есть охота болтать и смеяться, и которых посылаешь к черту, когда они
становятся скучными, - как возмещение недостающих друзей. Что такие свободные
умы могли бы существовать, что наша Европа будет иметь среди своих сыновей
завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят во плоти и
осязательно, а не, как в моем случае, в качестве схем и отшельнической игры в
тени - в этом я менее всего хотел бы сомневаться. Я уже вижу, как они идут,
медленно-медленно; и, может быть, я содействую ускорению их прихода, описывая
наперед, в чем я вижу условия и пути их прихода? - -
3
Можно предположить, что душа, в которой некогда должен совершенно созреть и
налиться сладостью тип "свободного ума", испытала, как решающее событие своей
жизни, великий разрыв и что до этого она была тем более связанной душой и
|
|