|
казалась навсегда прикованной к своему углу и столбу. Что вяжет крепче всего?
Какие путы почти неразрывны? У людей высокой и избранной породы то будут
обязанности - благоговение, которое присуще юности, робость и нежность ко всему
издревле почитаемому и достойному, благодарность почве, из которой они выросли,
руке, которая их вела, святилищу, в котором они научились поклоняться; их
высшие мгновения будут сами крепче всего связывать и дольше всего обязывать их.
Великий разрыв приходит для таких связанных людей внезапно, как подземный
толчок: юная душа сразу сотрясается, отрывается, вырывается - она сама не
понимает, что с ней происходит. Ее влечет и гонит что-то, точно приказание; в
ней просыпается желание и стремление уйти, все равно куда, во что бы то ни
стало; горячее опасное любопытство по неоткрытому миру пламенеет и пылает во
всех ее чувствах. "Лучше умереть, чем жить здесь" - так звучит повелительный
голос и соблазн; и это "здесь", это "дома" есть все, что она любила доселе!
Внезапный ужас и подозрение против того, что она любила, молния презрения к
тому, что звалось ее "обязанностью", бунтующий, произвольный, вулканически
пробивающийся порыв к странствию, чужбине, отчуждению, охлаждению, отрезвлению,
оледенению, ненависть к любви, быть может, святотатственный выпад и взгляд
назад, туда, где она доселе поклонялась и любила, быть может, пыл стыда перед
тем, что она только что делала, и вместе с тем восторженная радость, что она
это делала, упоенное внутреннее радостное содрогание, в котором сказывается
победа - победа? над чем? над кем? загадочная, чреватая вопросами и
возбуждающая вопросы победа, но все же первая победа - такие опасности и боли
принадлежат к истории великого разрыва. Это есть вместе с тем болезнь, которая
может разрушить человека - этот первый взрыв силы и воли к самоопределению,
самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле; и какая печать
болезненности лежит на диких попытках и странностях, посредством которых
освобожденный, развязавшийся стремится теперь доказать себе свою власть над
вещами! Он блуждает, полный жестокости и неудовлетворенных вожделений; все, чем
он овладевает, должно нести возмездие за опасное напряжение его гордости; он
разрывает все, что возбуждает его. Со злобным смехом он опрокидывает все, что
находит скрытым, защищенным какой-либо стыдливостью; он хочет испытать, каковы
все эти вещи, если их опрокинуть. Из произвола и любви к произволу он, быть
может, дарует теперь свою благосклонность тому, что прежде стояло на плохом
счету, - и с любопытством и желанием испытывать проникает к самому запретному.
В глубине его блужданий и исканий - ибо он бредет беспокойно и бесцельно, как в
пустыне, - стоит знак вопроса, ставимый все более опасным любопытством. "Нельзя
ли перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло? А Бог - выдумка и
ухищрение дьявола? И, может быть, в последней своей основе все ложно? И если мы
обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики? И не должны ли мы
быть обманщиками?" - такие мысли отвращают и совращают его все дальше и дальше
в сторону. Одиночество окружает и оцепляет его, становится все грознее,
удушливей, томительней, эта ужасная богиня и mater saeva cupidinum - но кто еще
знает нынче, что такое одиночество?..
4
От этой болезненной уединенности, из пустыни таких годов испытания еще далек
путь до той огромной, бьющей через край уверенности, до того здоровья, которое
не может обойтись даже без болезни как средства и уловляющего крючка для
познания, - до той зрелой свободы духа, которая в одинаковой мере есть и
самообладание, и дисциплина сердца и открывает пути ко многим и разнородным
мировоззрениям, - до той внутренней просторности и избалованности чрезмерным
богатством, которая исключает опасность, что душа может потерять самое себя на
своих собственных путях или влюбиться в них и в опьянении останется сидеть в
каком-нибудь уголку, - до того избытка пластических, исцеляющих,
восстанавливающих и воспроизводящих сил, который именно и есть показатель
великого здоровья, - до того избытка, который дает свободному уму опасную
привилегию жить риском и иметь возможность отдаваться авантюрам - привилегию
истинного мастерства, признак свободного ума! Посередине, быть может, лежат
долгие годы выздоровления, годы, полные многоцветных, болезненно-волшебных
изменений, руководимые упорной волей к здоровью, которая уже часто отваживается
рядиться и играть роль настоящего здоровья. Среди этого развития встречается
промежуточное состояние, о котором человек, испытавший такую судьбу, позднее не
может вспомнить без трогательного чувства: счастье окружает его, подобно
бледному, тонкому солнечному свету, он обладает свободой птицы, горизонтом и
дерзновением птицы, чем-то третьим, в чем любопытство смешано с нежным
презрением. "Свободный ум" - это холодное слово дает радость в таком состоянии,
оно почти греет. Живешь уже вне оков любви и ненависти, вне "да" и "нет",
добровольно близким и добровольно далеким, охотнее всего ускользая, убегая,
отлетая, улетая снова прочь, снова вверх; чувствуешь себя избалованным, подобно
всякому, кто видел под собой огромное множество вещей, - и становишься
антиподом тех, кто заботится о вещах, которые его не касаются. И действительно,
свободного ума касаются теперь вещи, - и как много вещей! - которые его уже не
заботят...
5
Еще шаг далее в выздоровлении - и свободный ум снова приближается к жизни,
правда медленно, почти против воли, почти с недоверием. Вокруг него снова
становится теплее, как бы желтее; чувство и сочувствие получают глубину, теплые
ветры всякого рода обвевают его. Он чувствует себя так, как будто теперь у него
впервые открылись глаза для близкого. В изумлении он останавливается: где же он
был доселе? Эти близкие и ближайшие вещи - какими преображенными кажутся они
ему теперь! Какую пушистость, какой волшебный вид они приобрели с тех пор!
|
|