|
убегают прочь.
36
Возражение. Или, может быть, суждению, что психологическое наблюдение
принадлежит к усладительным, целебным и облегчающим средствам бытия, можно
противопоставить обратное соображение? Может быть, люди достаточно убедились в
неприятных последствиях этого искусства и теперь сознательно отклоняют от него
взоры тех, кто хотят воспитывать себя? В самом деле, известная слепая вера в
благость человеческой природы, врожденное отвращение к анализу человеческих
действий, своего рода стыдливость перед обнаженностью души, быть может,
действительно более желательны для общего блага человека, чем это полезное в
отдельных случаях свойство психологической дальнозоркости; и, быть может, вера
в добро, в добродетельных людей и добродетельные поступки, в обилие безличной
благожелательности в мире сделала людей лучшими, поскольку она сделала их менее
недоверчивыми. Когда с восторгом подражают героям Плутарха и испытывают
отвращение к тому, чтобы подозрительно доискиваться истинных мотивов их
поступков, то это идет на пользу, правда, не истине, но благополучию
человеческого общества: психологическое заблуждение и вообще смутность в этой
области помогают прогрессу человечности, тогда как познание истины, быть может,
движется вперед благодаря возбудительной силе гипотезы, которую Ларошфуко
поставил во главе первого издания своих "Sentences et maximes morales": "Ce que
le monde nomme vertu n'est d'ordinaire qu'un fantome forme par nos passions a
qui on donne un nom honnete pour faire impunement ce qu'on veut". Ларошфуко и
другие французские мастера по части испытывания души (к которым недавно
присоединился и немец, автор "Psychologische Beobachtungen") походят на метко
целящихся стрелков, которые всегда попадают в черную точку - но в черную точку
человеческой природы. Их умелость возбуждает изумление, но под конец зритель,
руководствующийся не духом науки, а духом человеколюбия, быть может, проклянёт
искусство, которое, по-видимому, внедряет в души людей чувства умаления и
подозрительности.
37
Тем не менее. Но как бы ни обстояло дело с балансом актива и пассива, в
современном состоянии определенной специальной науки стало необходимым
пробуждение морального наблюдения, и человечество не может избегнуть жестокого
зрелища психологической прозекторской с ее скальпелями и щипцами. Ибо здесь
повелевает та наука, которая спрашивает о происхождении и истории так
называемых моральных чувств и которая в своем дальнейшем развитии должна
поставить и разрешить сложные социологические проблемы, - прежняя философия
совсем не знала последних и под самыми жалкими предлогами постоянно избегала
исследования происхождения и истории моральных чувств. Каковы были последствия
этого - можно теперь обозреть весьма отчетливо, после того как на многих
примерах было показано, что заблуждения величайших философов обыкновенно имеют
своей исходной точкой неверное объяснение определенных человеческих поступков и
чувств - на основе, например, ошибочного анализа так называемых неэгоистических
поступков строится ложная этика, в угоду последней, в свою очередь, берутся в
помощь религия и мифологические чудища, и, наконец, тени этих темных духов
омрачают и физику, и все миросозерцание. Но если установлено, что
поверхностность психологического наблюдения ставила и вновь постоянно ставит
человеческим суждениям и заключениям опаснейшие сети, то теперь необходима та
выдержка в работе, которая не устает собирать камень за камнем и камешек за
камешком, - необходимо воздержанное мужество, чтобы не стыдиться такой скромной
работы и бороться со всяким пренебрежением к последней. Несомненно, что
бесчисленные отдельные замечания о человеческом и слишком человеческом были
впервые открыты и высказаны в кругах общества, которые привыкли приносить
всякого рода жертвы не научному познанию, а остроумию и желанию нравиться; и
благоухание этой старой родины моралистической сентенции - весьма
соблазнительное благоухание - почти неразрывно связалось со всем этим родом
подобной литературы; так что в свою очередь ученый человек непроизвольно
обнаруживает некоторое недоверие к этому роду и к его серьезности. Но
достаточно только указать на его плоды: ибо уже теперь начинает обнаруживаться,
какие серьезнейшие плоды вырастают на почве психологического наблюдения. Каково
основное положение, до которого доходит с помощью своего режущего и
рассекающего анализа один из смелейших и холоднейших мыслителей, автор книги "О
происхождении моральных чувств"? "Моральный человек, - говорит он, - стоит не
ближе к интеллигибельному (метафизическому) миру, чем физический человек". Это
положение, ставшее твердым и острым под ударами молота исторического познания,
когда-нибудь, в каком-либо отдаленном будущем, послужит, может быть, топором,
который подсечет корень "метафизической потребности" людей, - больше ли за
здравие, чем за упокой всеобщего блага, - кто бы мог ответить на это? - но во
всяком случае как положение, чреватое самыми значительными последствиями,
одновременно и страшное, и плодотворное, и смотрящее на мир тем двойным ликом,
который присущ всем великим познаниям.
38
В каком смысле полезно. Итак, пусть останется нерешенным вопрос, приносит ли
психологическое наблюдение больше пользы или больше вреда для людей; достоверно
только то, что оно необходимо, потому что наука не может обойтись без него.
Наука же вообще не считается с последними целями, точно так же, как не
считается с ними природа; напротив, подобно тому как последняя осуществляет
иногда вещи высочайшей целесообразности без всякого сознательного намерения,
так и истинная наука, которая есть подражание природе в понятиях, будет иногда,
а может быть и часто, содействовать пользе и благополучию людей и достигать
|
|