|
ненависть к инакомыслящим, воля к преследованию. Мрачные и волнующие
представления здесь на переднем плане. Состояния, которых домогаются и отмечают
высокими именами, — это эпилептоидные состояния. Диета приспособлена к тому,
чтобы покровительствовать болезненным явлениям и крайне раздражать нервы.
Христианство есть смертельная вражда к господам земли, к «знатным», и вместе с
тем скрытое, тайное соперничество с ними (им предоставляют «плоть», себе хотят
только «душу»...). Христианство — это ненависть к уму, гордости, мужеству,
свободе; это — libertinage ума; христианство есть ненависть к чувствам, к
радостям чувств, к радости вообще...
22
Когда христианство покинуло свою первоначальную почву, т. е. низшие сословия,
подонки античного мира, когда оно вышло на поиски власти, очутилось среди
варварских народов — с тех пор оно не могло уже более рассчитывать на
утомлённых людей, но ему предстояло иметь дело с людьми внутренне-одичавшими и
терзающими друг друга — людьми сильными, но неудачниками. Недовольство собою,
страдание от самого себя не имеют здесь характера чрезмерной раздражительности
и восприимчивости к боли, как у буддиста, а скорее наоборот, — чересчур сильное
стремление к причинению боли, к разрешению внутреннего напряжения путём
враждебных поступков и представлений. Христианству нужны были варварские
понятия и оценки, чтобы господствовать над варварами: такова жертва первенца,
причащение в виде пития крови, презрение духа и культуры, всевозможные —
чувственные и сверхчувственные — пытки, помпезность культа. Буддизм — религия
для поздних людей, для добрых, нежных рас, достигших высшей степени духовности,
которые слишком восприимчивы к боли (Европа далеко ещё не созрела для него); он
есть возврат их к миру и весёлости, к диете духа, к известной закалке тела.
Христианство хочет приобрести господство над дикими зверями; средством его для
этого является — сделать их больными. Делать слабым — это христианский рецепт к
приручению, к «цивилизации». Буддизм есть религия цивилизации, приведшей к
усталости, близящейся к концу, христианство ещё не застаёт такой цивилизации, —
при благоприятных обстоятельствах оно само её устанавливает.
23
Буддизм, повторяю ещё раз, в сто раз холоднее, правдивее, объективнее. Он не
нуждается в том, чтобы своему страданию, своей болезненности придать вид
приличия, толкуя его как грех, — он просто говорит то, что думает: «я страдаю».
Для варвара, напротив, страдание само по себе есть нечто неприличное: он
нуждается в известном истолковании, чтобы самому себе признаться, что он
страдает (его инстинкт прежде всего указывает ему на то, чтобы отрицать
страдание, скрывая его). Слово «дьявол» явилось здесь благодеянием: в нём имели
налицо могущественного и сильного врага: можно было не стыдиться страдания от
такого врага. —
Христианство имеет в основании несколько тонкостей, принадлежащих Востоку.
Прежде всего оно знает, что само по себе безразлично, истинно ли то или другое,
но в высшей степени важно, насколько верят, что оно истинно. Истина и вера, что
известная вещь истинна, — это два мира совсем отдельных, почти противоположных
интересов: к тому и другому ведут пути, в основе совершенно различные. Знать
это — значит на Востоке быть почти мудрецом: так понимают это брамины, так
понимает Платон, так же каждый ученик эсотерической мудрости. Если, например,
счастье заключается в том, чтобы верить в спасение от греха, то для этого нет
необходимости в предположении, чтобы человек был грешен, но только, чтобы он
чувствовал себя грешным. Но если вообще прежде всего необходима вера, то разум,
познание, исследование необходимо дискредитировать: путь к истине делается
запрещённым путём. — Сильная надежда есть гораздо больший жизненный стимул, чем
какое бы то ни было действительно наступившее счастье. Страдающих можно
поддержать надеждой, которая не может быть опровергнута действительностью,
которая не устраняется осуществлением, — надеждой на потустороннее. (Именно
благодаря этой способности поддерживать несчастных надежда считалась у греков
злом, изо всех зол единственно коварным злом: она осталась в ларце зла.) —
Чтобы была возможна любовь, Бог должен быть личностью; чтобы могли при этом
заговорить самые низшие инстинкты, Бог должен быть молод. Чтобы воспламенить
женщин, надо было выдвинуть на передний план прекрасного святого, для мужчин —
Марию. Всё это при предположении, что христианство будет господствовать там,
где понятие культа уже определилось культом Афродиты или Адониса. Требование
целомудрия усиливает внутренний пыл религиозного инстинкта — оно делает культ
горячее, мечтательнее, душевнее. — Любовь есть такое состояние, когда человек
по большей части видит вещи не такими, каковы они есть. Здесь господствует сила
иллюзии, одновременно преображающая и услаждающая. При любви можно перенести
больше, можно вытерпеть всё. Необходимо изобрести религию, которая была бы
преисполнена любви, с любовью можно перейти через самое плохое в жизни: его уже
и вовсе не замечаешь. Вот что можно сказать о трёх христианских добродетелях:
вере, надежде, любви; я называю их тремя христианскими хитростями. — Буддизм
слишком зрел и к тому же слишком позитивистичен для того, чтобы прибегать к
подобным хитростям.
24
Я здесь только коснусь проблемы возникновения христианства. Первое положение к
её решению гласит: христианство
можно понять единственно в связи с той почвой, на которой оно выросло, — оно не
есть движение, враждебное иудейскому инстинкту, оно есть его последовательное
развитие, силлогизм в его логической цепи, внушающей ужас. По формуле
Искупителя: «спасение идёт от иудеев». — Второе положение гласит:
психологический тип Галилеянина ещё доступен распознаванию, но быть пригодным
|
|