|
только существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той
глубины, до которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии.
Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть её
просветлением и вечным её утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе,
воле к жизни! Бог как формула всякой клеветы на «посюстороннее», для всякой лжи
о «потустороннем»! Бог, обожествляющий «ничто», освящающий волю к «ничто»!..
19
Сильные расы северной Европы не оттолкнули от себя христианского Бога, и это не
делает чести их религиозной одарённости, не говоря уже о вкусе. Они должны бы
справиться с таким болезненным и слабым выродком decadence. Но за то, что они
не справились с ним, на них лежит проклятие: они впитали во все свои инстинкты
болезненность, дряхлость, противоречие, они уже не создали с тех пор более
никакого Бога! Почти два тысячелетия — и ни одного нового божества! Но всё ещё
он и как бы по праву, как бы ultimatum и maximum богообразовательной силы,
creator spiritus в человеке, — всё он, этот жалкий Бог христианского
монотонотеизма! Этот гибрид упадка, образовавшийся из нуля, понятия и
противоречия, в котором получили свою санкцию все инстинкты decadence, вся
трусливость и усталость души!..
20
Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к
родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих
последователей: по отношению к буддизму. Обе принадлежат к нигилистическим
религиям, как религии decadence, и обе удивительно непохожи одна на другую.
Теперь их уже можно сравнивать, и за это критик христианства должен быть
глубоко благодарен индийским учёным. Буддизм во сто раз реальнее христианства,
— он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он
является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием
«Бог» уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно
позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания
(строгом феноменализме) он не говорит: «борьба против греха», но, с полным
признанием действительности, он говорит: «борьба против страдания». Самообман
моральных понятий он оставляет уже позади себя, — и в этом его глубокое отличие
от христианства — он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла. —
Вот два физиологических факта, на которых он покоится и которые имеет в виду:
первое — преувеличенная раздражительность, выражающаяся в утончённой
чувствительности к боли, второе — усиленная духовная жизнь, слишком долгое
пребывание в области понятий и логических процедур, ведущее к тому, что
инстинкт личности, ко вреду для себя, уступает место «безличному» (оба
состояния, по опыту известные, по крайней мере некоторым из моих читателей —
«объективным» подобно мне самому). На основе этих физиологических условий
возникло состояние депрессии, против него-то и выступил со своей гигиеной Будда.
Он предписывает жизнь на свежем воздухе, в странствованиях; умеренность и
выбор в пище, осторожность относительно всех спиртных; предусмотрительность
также по отношению ко всем аффектам, вырабатывающим желчь, разгорячающим кровь,
— никаких забот ни о себе, ни о других. Он требует представлений успокаивающих
или развеселяющих — он изобретает средства отучить себя от других. Он понимает
доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья. Молитва
исключается, равно как и аскеза; никакого категорического императива, никакого
принуждения вообще, даже внутри монастырской общины (откуда всегда возможен
выход). Всё это было бы средствами к усилению преувеличенной раздражительности.
Поэтому именно он не требует никакой борьбы с теми, кто иначе думает; его
учение сильнее всего вооружается против чувства мести, отвращения, ressentiment
( — «не путём вражды кончается вражда» — трогательный рефрен всего буддизма). И
это с полным правом: именно эти аффекты были бы вполне нездоровы по отношению к
главной, диететической, цели. Если он встречает духовное утомление, которое
выражается в слишком большой «объективности» (т. е. в ослаблении
индивидуального интереса, в потере «эгоизма»), он с ним борется тем, что
придаёт даже и вполне духовным интересам строго личный характер. В учении Будды
эгоизм делается обязанностью. «Необходимо одно: как тебе освободиться от
страданий», — это положение регулирует и ограничивает всю духовную диету (быть
может, следует вспомнить того афинянина, который также объявлял войну чистой
«научности», а именно Сократа, поднявшего личный эгоизм в область моральных
проблем).
Чрезвычайно мягкий климат, кротость и либеральность в нравах, отсутствие
милитаризма — вот условия, предрасполагающие к буддизму; равно как и то, чтобы
очагом движения были высшие и даже учёные сословия. Ясность духа, спокойствие,
отсутствие желаний как высшая цель — вот чего хотят и чего достигают. Буддизм
не есть религия, в которой лишь стремятся к совершенству: совершенное здесь
есть нормальный случай. —
В христианстве инстинкты подчинённых и угнетённых выступают на передний план:
именно низшие сословия ищут в нём спасения. Казуистика греха, самокритика,
инквизиция совести практикуются здесь как занятие, как средство против скуки;
здесь постоянно (путём молитвы) поддерживается пыл по отношению к
могущественному существу, называемому «Бог»; высшее значится здесь как
недостижимое, как дар, как «милость». В христианстве недостаёт также
откровенности: тёмное место, закоулок — это в его духе. Тело здесь презирается,
гигиена отвергается как чувственность; церковь отвращается даже от
чистоплотности (первым мероприятием христиан после изгнания мавров было
закрытие общественных бань, каковых только в Кордове насчитывалось до двухсот
семидесяти). Христианство есть в известном смысле жестокость к себе и другим,
|
|