|
Было время, когда меня охватило /отвращение к самому себе/: летом 1876
года. Опасность заблуждения, нечистая научная совесть в связи с примесью
метафизики, чувство чего-то утрированного, смехотворное притязание на
"судейство". -- Итак, набраться ума и /попытаться/ жить в величайшей трезвости,
без метафизических предпосылок. "Свободный ум" превозмог меня! -- компрессы со
льдом.
Мое отвращение к человеку стало слишком велико. Равным образом обратное
отвращение к моральному высокомерию моего идеализма. Я приближался ко всему
презренному, я искал в себе как раз достойное презрения: мне хотелось умерить
свой пыл. Я выступил /против/ всех /обвинителей/ человечества -- я лишил их и
себя права на /высокопарность/. Критический порыв искал /жизни/. -- Героизм
сводился отныне к тому, чтобы /довольствоваться/ самым малым: пустыней.
Героизмом стало: умалить в самом себе интеллектуальный порыв, вообразить
его аффектом. Я поносил аффект, чтобы /после/ сказать: мне больше /нет/ проку
от аффекта! Жизнь в сопровождении морали невыносима (гнет /Вагнера/ стал
таковым уже раньше).
29
Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем -- и все-таки: он --
наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.
30
Героизм -- таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо
которой он вообще уже не идет в счет. Героизм -- это /добрая воля/ к абсолютной
самопогибели.
31
Противоположностью героического идеала является идеал гармонической
всеразвитости -- прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал
этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).
32
/Причинять боль тому, кого мы любим/, -- сущая чертовщина. По отношению к
нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление
впасть в противоположную крайность относится сюда же.
33
Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным,
широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим
видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.
34
Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как
нечто жуткое и фальшивое.
35
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их
единственный способ выносить самих себя.
35а
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот
стремиться к доброте.
35б
Кто стремиться к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и
довольствоваться количеством. /Люди качества стремятся к малому./
36
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом
/отшвырнуть от себя/ свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
37
Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих
себя -- временами даже само-/отречение/, само-отрицание.
38
|
|